logo
GEK_po_Istorii-_Kazahstana_33

68.Казахская Культура 19 века: устное народное творчество и музыкальная культура.

Устное народное творчество казахского народа в 19в.было представлено разнообразными жанрами. Но значительное место занимали лирические песни и айтысы. Широко известны имена таких акынов, как Жамбыл, Биржан, Сара, Жаяу-Муса . В своих песнях акыны обличали феодально-байские и колониальный гнет. С большим сочувствием они пели о тяжелом положении казах-ой бедноты и бесправии женщин. В Каз-н проникали русские и украинские песни. Известным собирателем песен А.В. Затаевичем в Центральном Каз-не записана русская песня «Камаринская» переложенная на каз. Лад. К этому времени относится появление ряда песен со смешенным русско-казахским текстом. В Западном Каз-не был записан текст песни « Он алты кыз» . Сейчас это шуточная песня поется во всех уголках Каз-на.

Во 2-ой половине 19в. Жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие прекрасные классические произведения. В развитии каз. Музыкального искусства выдающийся след оставил Курмангазы, Даулеткеркй, Ахан сери.

1) Таттимбет Казанкапулы (1815-1862)-выдающийся кюйши –композитор, один из основоположников каз. Классической домбровой музыки.19в., непревзойденный автор и исполнитель кюев в стиле шертпе. Он сочинил классические образцы традиционных кюев. Сохранились 40 его кюев. Он автор великолепных музыкальных зарисовок кюев-раздумий . В1855г играл на домбре в Петербурге.

2)Курмангазы Сагырбайулы (1818-1889г) –гениальный кюйши-композитор, классик каз-ой инструментальной музыки. В его произведениях отразились думы о народе, верность освободительному движению. Вся его жизнь протекала в борьбе за социальную справедливость. По народному преданию первый его куй «Кишкентай» был посвящен руководителю народного восстания Исатая Тайманова. Его куй «Акбай», «Адай» и др. наполнены раздумьями, верой в будущее. В куи « Сарыарка» слышится мотивы несгибаемой воли народа к свободе, любовь к родной земле. У Курмангазы есть и танцевальные Кюи: «Кызыл кайын», «Балбырауын»;Он внес огромный вклад в культуру каз. Народа. Сохранилось больше 60 куйев.

3)Даулеткерей Шыгайулы (1820-1887)- знаменитый куйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыки. Его музыка отличается мастерством композиции, отточенностью изящной формы, глубоким эмоциональным зарядом. Он создал тонкие психологические портреты в куйях: «Кос-алка», «Кыз-Акжелкен», «Кудаша» и др. Тончайшие душевные переживания и раздумья композитора переданы в куйях « Топан», «Конур» и др. как новатор он в некоторых куях использовал музыкальные темпы русских военных маршей и туркменской музыки, причем не нарушая содержания каз. Музыки.

4)Биржан-сал Кожагулулы (1834-1897)-выдающийся каз. Композитор и поэт. С 20 лет стал сочинять песни, получившее популярность в степи. Одна из первых его песен –«Биржан-сал». Он своих произведениях затрагивает социальные проблемы, нравственные понятия, рассказывает о судьбах интересных ему современников и исторических людей. Много песен относится к любовной лирики. Лучшие его песни: «Биржан-сал» , «Айтбай», « Жанбас сипар».

5)Жаяу Мусса Байжанулы (1835-1929) – выдающийся народный композитор. Он преклонился перед творчеством Абая, посвящает ему одно из своих стихотворений . Много путешествовал. О композиторском таланте говорят его замечательные песни: « Ак сиса», « Баянауыл», «Толгау» и др.Он был не только композитором, но и поэтом-публицистом.

6)Акан сери Корамсаулы (1843-1913)- выдающийся композитор. На формирования его таланта, повлияла каз. Народная музыка. Его песни: «Кулагер», «Макпал» и др. заняли достойное место среди музыкальных сокровищ пессеного искусства.

7)Ыкылас Дукенулы (1843-1916) – куйши-композитор, кобызист. Он возродил богатую музыкальную традицию кобыза. В его куях – глубокие переживания жизни: «Конур», «Камбар», « Жарим» и др.