logo
GEK_po_Istorii-_Kazahstana_33

40.Общественно-политический строй казахского ханства в 16-17вв

В 16-17 веках на тер Каз-на не было централизованной власти. В период правления хана Касыма (1512 - 1521) каз.ханство превратилось в экономич мощное политич и влиятельное гос-во. После его смерти усилились м/у усобицы и феодальная раздробленность. Очень много для укрепления власти ханов и феодалов сделал хан тауке. Каз.ханство из-за патриархально-феодальных отношений не сложилось в централизованное гос-во. Оно состояло из нескольких крупных административных единиц-улусов во главе с султанами — Чингизидами из ханского рода. В нач 16 в таких улусов = 10. Каждый улус состоял из 10.000 семей. Несколько семей сост колен. Определённое кол-во колен сост род или племя. Хан, стоявший во главе гос-ва, совмещал в своём лице гражданск, адм и военную власть. В улусах и племенах эти же функции выполняли султаньи и Бии. К городской верхушке относились чиновники местной администрации — вазирьт, вакилы, хакимы, даруга, мустауфи, назначавшиеся ханами и удельными правителями. Служащие более низкого ранга занимались сбором налогов, надзором за оросительной системой, несли городскую полицейскую службу и тд. При хане был совет из улусньтх султанов и вождей кочевых племён. Ежегодно они собирали на курултай для решения общих вопросов общественной жизни ханства, особенно военных, дипломатических, решения территориальных споров. Система гос. управления была основана на обычном праве-адат. действовали также нормы мусульманского права. Нормы обычного права были дополнены в конце 1 7в при хане Тауке в виде единого свода «жеты-жаргы» (в его составлении участвовали представители всех каз жузов В нем определялся порядок управления ханством, узаконивались различные сборы в пользу хана и биев, устанавливались наказания за совершённые преступления. Нормы обычного права защищали собственность и привилегии каз.знати. Традиционные родоплеменные институты кочевого общества явились готовой формой организации власти господствующего класса и адм. управления. Такие древние формы отношений м/у всем родом и старейшинами, котор выражались в приношениях и общих работах, превратились в феодальные формы эксплуатации — продуктовьий налог и трудовая повинность.

В основе деления каз. общества на сословно-классовые группы лежало не столько имущественное, сколько социальное происхождение. К высшему аристократическому сословию (ак-суйек) относились Чингизидыб ханы, султаны, огланы и торе, ходжи. Чингизиды не принадлежали ни к каким каз. родам и племенам, они составляли правящую группу общества. В своих улусах султанам принадлежала вся полнота адм и судебн власти, они освобождались от несения повинностей в пользу хана.

Всё остальное население относилось к низшему сословию — кара-суйек- независимо от имущественного положения. В это сословие входили предводители родов и гiлемён — Бии. Среди представителей каз. военно-кочевой знати встречались эмиры и беки, т.е Бии разных рангов. Позже биями назывались лица, выполнявшие судебные функции, обладающие юр.знаниями. Баи — всякие, обладавшие богатством (независило от происхождения) постепенно баи стали составлять особую категорию общ-ва, наиболее многочислен. Слой класса феодалов. Рядовые кочевники-скотоводы — шаруа, земле и простые горожане — мелкие торговцы и ремесленники, сельские жители оазисов, состфiляющие единое подптное сословие — райатьи, были обязаны платить многочисленные налоги и п’боры: закет, согьтм, сьибага, байлык со скотоводов, ушр, тагар, быдж и харадж — с земледельцев 1 ремесленников. Они также выполняли повинности и отработки саун — отдача скота на выпас, а также коналга, джамга и др. исключительно тяжёлой была воинская повинность. Большую роль играло мусульманское духовенство — шайх уль-ислам, садры, кази, шайхи, муллы, котрые оказывали правителям помощь.