logo search
Киприан (Керн)

2. Устав Иерусалимский или св. Саввы

Этот Типик есть изображение богослужебной жизни и мо­настырской традиции палестинских монастырей в классиче­скую эпоху их жизни. Он связывается с именем св. Саввы и знаменитою его Лаврою в 18 км от Иерусалима в направле­нии к Мертвому морю, в долине Кедронского потока. Если он и не является произведением самого знаменитого подвижни­ка, то, во всяком случае, отображает быт его Лавры и дух его преданий и наставлений. Сам св. Савва умер в 532 г. Нравст­венный авторитет его был очень высок. Его вызывали к себе патр. Иерусалимский и патр. Константинопольский в тревож­ное время оригенистских споров в монашеской среде. С ним предание связывает также имя Леонтия Византийского, одно­го из видных писателей того времени. Что св. Савва ввел ка­кой-то устав в свои обители96 не подлежит сомнению. Под влия­нием каких монастырских традиций был этот устав составлен, неизвестно. Вероятно, на него влияли устав преп. Пахомия и св. Василия Великого. Но никаких следов от того первона­чального списка его типика до нас не дошло. Все то, что мы имеем — продукт гораздо более позднего времени. Судя по преданию, которое печатается в виде предисловия к тепереш­нему Уставу св. Саввы, устав был Саввою принят от преп. Евфимия Великого и Феоктиста, а ими от преп. Харитона, славных палестинских сподвижников. После разорения Лав­ры св. Саввы, устав был восстановлен по памяти патр. Иеру­салимским ев Софронием, а потом Иоанном Дамаскиным, ко­торый сам долго в Лавре подвизался.

Первоначальная редакция устава св. Саввы была весьма краткой. В ней преобладали, как и вообще в уставах того времени, дисциплинарные правила для монахов над бого­служебной частью. О более поздней редакции устава св. Саввы можно судить по “Тактикону” Никона Черногорца, монаха на Черной Горе близ Антиохии, из второй половины XI и первой XII в. Никон знал хорошо современные ему уставы, — студийский, иерусалимский, афонский и др., срав­нил их и, благодаря этим его записям, можно себе соста­вить представление о не дошедших до нас редакциях уста­вов того времени. У Никона было тяготение к общежитию; он его предпочитал келлиотскому типу жизни. Во времена Никона устав св. Саввы еще не был так разработан, как впоследствии, в частности в нем еще не было так наз. “Мар­ковых глав.”

Если сравнить оба устава, так долго между собою конку­рировавших — Студийский и Иерусалимский — то можно ясно представить себе их разности и особенности. Надо иметь в виду сказанное о характере жизни в одном и другом. Если Студийский устав написан для монахов, живущих в одной ог­раде, в городе, под непосредственным наблюдением одного игу­мена и разработанного иерархического начала, то в Лавре св. Саввы пустынники были разбросаны по своим пещерам и со­единялись в Великую Церковь только под большие праздники или для причастия в воскресный день, и были больше предос­тавлены себе самим. Кроме того, конечно, местные студий­ские или иерусалимские воспоминания налагали свой отпеча­ток на структуру этих уставов.

Тут таблица, привести в порядок

В Студийском Уставе:

В Иерусалимском уставе:

нет всенощных, кроме последо вания Великого Канона,

нет великого славословия на утрени,

преобладание студийской гимно графии,

преобладание своих, студийских воспоминаний, как то:

1. IX муч. Ермогена, Евода, Каллиста, так как мощи их по­чивают в монастыре,

16. IX. Евиота Студийского,

11. XI. преп. Феодора Студита с

попразднеством ему на

следующий день.

22. XI. Фаддея Студийского,

26. I. перенесение мощей преп.

Феодора Студита,

15. VI. Иосифа Солунского,

20. VI. патриция Студия,

нет малой вечерни,

нет часов в праздники и воскресные дни,

кафизм меньше,

ежедневная литургия Преждеос вященных Даров,

нет Марковых Глав,

вообще службы короче,

есть всенощные,

есть великое славословие,

преобладание своих, савваитскихавторов,

есть малая вечерня,

есть часы,

кафизм больше,

только в среду и пятницу,

есть Марковы Главы,

службы длиннее

Да и в отношении оглавления эти типики тоже различны:

1. Тропарный устав 1. Общая часть

2. Синаксарный устав 2. Синаксарный устав

3. Дисциплинарный устав 3. Триодный устав

4. Общая часть 4. Марковы главы.

Кроме того, конечно, различны были и расписания апо­стольских и евангельских чтений по тому и другому уставам.