logo
Киприан (Керн)

Б. Мартирологи.

Под этим именем подразумевается не одни только списки мучеников (каталоги) в порядке дней года, но и более или менее точные данные о кончине их, месте их мучения и вре­мени их смерти. Мартирологи были, как и календарь, церков­ною книгою. Одним из наиболее известных является так на­зываемый

1. Иеронимов или, как теперь уже принято его назы­вать, Псевдо-Иеронимов. Иеронимовым он называется на основании переписки епископов Хроматия и Илиодора с Иеронимом. В своем ответе Иероним дает списки ему извест­ных мучеников, с обозначением подробностей их жизни и кончины. После критической работы ученых86 выяснилось, что этот мартиролог не оригинален, а составлен на основа­нии Римского календаря, Восточного мартиролога и Афри­канских каталогов святых. По Дюшену его надо отнести к самому концу VI века. Он носит кодификационный харак­тер и содержит до 6000 имен. В нем 10 великих праздни­ков (кроме Преображения и Введения), много ветхозавет­ных памятей (пророки Аггей, Аввакум, Елисей, Иов, 3 отрока, Аарон); если в упомянутом выше Сирском месяцеслове нет памяти св. Иоанна Предтечи, то псевдо-Иеронимов содер­жит и его зачатие, и рождение и усекновение. В разбирае­мом мартирологе есть памяти: начало проповеди Господа (I. V), исшествие из Египта (7. 1), одиннадцать апостолов (нет Матфия), преп. Антоний и Симеон Столпник.

2. Малый РимскийМартиролог или Адонов мартиро­лог; издан в IX веке еп. Виенским Адоном. В нем нет при­бавки “святой” или мученик” к имени, что показывает на его древнее происхождение, хотя сам он уже является ко­пией более древнего времени. Он имеет гораздо меньше па­мятей, чем так наз. Иеронимов, но в нем много северо-африканских мучеников, много ветхозаветных, 72 апостола Гос­подних и т. д.

Кроме того, на Западе было много и других менее для нас интересных мартирологов, имена коих все же можно привес­ти. Это — мартирологи Бэды Достопочтенного (VIII в.) Фло­ра, Рабана Мавра, Вандельберта, Узуарда (все IX в.) и Ноткера (X в.).