logo
Киприан (Керн)

Период IV-V Веков.

Эти два века, интересные по своей догматической значитель­ности, как века тринитарных и христологических споров, дали и в области литургики большое обогащение нашего празднич­ного состояния. Кроме ранее существовавших праздников, эта эпоха знает развитие следующих церковных воспоминаний.

1. Богоявление до этого времени еще не было церковным праздником. Климент говорит об его гностическом происхож­дении: “...последователи Василида празднуют день Крещения Христова, проводя ночь в чтениях”73. Указания на то же нахо­дим и в “Завещании Господа.” Ориген умалчивает. Из жития св. Филиппа Ираклейского (во Фракии) узнаем, что там уже в начале IV в. существовал праздник и у православных. У Гри­гория Неокессарийского есть и беседа на этот день. Василидиане праздновали этот праздник 11-го или 15-го месяца Туби, что соответствует нашему 6 или 10 января. Первоначаль­но этот праздник, как сказано выше, не отделял событий крещения от события явления во плоти, т.е. Рождества.

2. Рождество Христово в этот же период отделяется от Крещения. Произошло это под влиянием Запада. Дата Рождест­ва Христова неизвестна, почему разные церкви ее определяли, как сказано, по разному. По Клименту Александрийскому это было 18 апреля; африканская традиция придерживалась 28 мар­та; по Ипполиту — это 25 марта; восточная традиция придер­живалась 6 января, а Рим 25 декабря. Таким образом, теперь возобладала всюду римская традиция, а древнюю восточную сохранили только армяне. Это особенно бывает заметно в Со­чельник в Вифлееме, когда все восточные христиане, — и греки, и копты, и абиссинцы, и сирияне — объединяется около своих алтарей-приделов, и только пустует один армянский алтарь.

Время отделения Рождества от Крещения на Западе может быть установлено с совершенною точностью; это — 354 год. На Восток это проникает медленно и, вероятно, не без борь­бы. На Востоке первые гомилии на Рождество принадлежат отцам Каппадокийским. В Антиохии Златоуст вводит праздно­вание Рождества отдельно от Крещения и именно 25 декабря в 386 или 387 г. Судя по словам путешественника IV-го века Косьмы Индикоплевста, в его время в Иерусалиме Рождество еще праздновалось 6-го января. Почему Западом было уста­новлено именно 25 декабря, будет сказано ниже, в главе о датах праздников.

3. Великий Пост к этому времени уже почти всюду длит­ся 40 дней, хотя в Риме он еще был только 20-тидневным. Интересно проследить развитие этого литургического обычая по так наз. “праздничным посланиям” архиеп. Александрий­ского Афанасия. Обязанностью Александрийского “папы” бы­ло оповещать христианский мир о дне празднования Пасхи и других подвижный праздников на данный год. В связи с Пас­хою стояла и длительность предпасхального поста. Развитие этого поста проходит с очевидностью по посланиям первой половины IV века. Так, в послании 29? года пост охватывает только одну Страстную Седмицу; в посланиях следующих го­дов уже присоединяется к этой седмице и 40-дневие. В по­сланиях 340 и 346 гг. четыредесятница уже обязательна для празднования Пасхи. Пост был, однако, только шестинедель­ный (40 дней), из чего следует, по словам Скабаллановича, что 1-й седмицы еще не существовало, чем он объясняет, что у католиков еще едят скоромное на 1-й седмице поста. К этому же времени может быть отнесено и несовершение литургии в период Великого Поста. Крещальная дисциплина с оглашения­ми готовящихся делает богослужение этого времени более сдер­жанным, менее торжественным. Судя по дневнику Этерии, со­вершалось богослужение у гроба Лазаря Праведного, откуда идет последующий обычай выделять Лазареву субботу в осо­бый праздник великопостного периода. Из того же источника знаем и о празднике Входа Господня в Иерусалим.

4. В этот же период возникают праздники Сретения Гос­подня и Вознесения Его. Сретение праздновалось первона­чально 14 февраля, а не 2-го, что объясняется тем, что Рожде­ство было еще не 25-го декабря, а 6-го января, откуда 40 дней дают 14-ое февраля.

5. Благодаря Этерии мы знаем о праздновании последних дней Страстной седмицы. В Великий Четверг совершают в Ие­русалиме торжественные литании и чтения Евангелий. В Пят­ницу — вынос Креста и поклонение ему. В Субботу — самый строгий пост, крещение оглашенных, длительная литургия.

6. В пятидесятный период у коптов и теперь нет постных запретов на среду и пятницу, что, вероятно, есть древний обы­чай. Все восточные диссиденты от Православия — чрезвычай­ные консерваторы и, вероятно, в этом соблюдают какой-то древний обычай. Это соответствует запрещению коленопре­клонений. После самого праздника Пятидесятницы кое-где на­чинает появляться одна седмица поста, что является зачатком будущего поста свв. Апостолов.

7. В связи с обретением св. Еленою Честного Креста воз­никает праздник в честь этого события, а в связи с ним — праздник обновления храма Воскресения импер. Константи­ном (14-е и 13-е сентября).

8. К этому же периоду IV и V веков литургисты относят возникновение первых праздников в честь Богоматери. Пер­вые упоминания о почитании Богородицы опять-таки относят­ся к еретикам. Епифаний Кипрский в своем произведении про­тив ересей74 говорит о некоей секте “коллиридиан” в Аравии, приносивших в честь Божией Матери какие-то хлебцы. В раз­бираемую эпоху, по-видимому, было еще очень неопределен­ное празднование памяти Богородицы. Скабалланович предпо­лагает, что сначала был один общий праздник в честь всех событий из жизни Богоматери, а потом из него выделились отдельные воспоминания. Это был некий “Собор Богороди­цы,” ныне празднуемый на другой день Рождества Христова. Примечательно, что у коптов по отдании Богоявления, 16-го января, праздновался в VII в. праздник Богородицы. Несториане тоже тотчас после рождественского периода совершают память Богородицы.

9. Развитие мученических памятей, вероятно, получи­ло в эту эпоху свое дальнейшее значение. Об этом уже можно находить свидетельства в Дневнике Этерии и в древнейших месяцесловах. Может быть, все это сначала концентрирова­лось в один день, день Всех Святых.