Седален.
Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся. Исключением, правда, являются особые седальны, на которых “не седим, за еже кадити священнику св. алтарь, но стояще поем я.” Это те седальны, которые поются на утрени Великого Пятка между чтениями 12 страстных Евангелий. Как общее правило, седален предваряет собою какое-либо назидательное чтение: из толкований Священного Писания, житий святых, Пролога, Лавсаика и т. д. Часто седален исполняется после чтения какой-либо “кафисмы” Псалтири. Почему и объяснятся это имя “седален” — κάφισμα — таким образом, и отдел Псалтири, во время чтения которого сидят, называется “кафисма,” а песнопение, после такого чтения псалмов и перед чтением из святых отцов, называется “кафизмой,” седальном. В настоящее время седальны поются:
после чтения кафизм Псалтири на утрени,
после полиелея22, причем на воскресной утрени таковой седален заменяется исполнением соответствующего ипакои,
после третьей песни канона на утрени и
после шестой песни канона Богородице на вседневном малом повечерии.
После седальнов, поемых после кафизм Псалтири (1-й и 2-й) и после полиелея, а также после третьей песни утреннего канона в неделю, следует чтение из святых отцов или из житий.
По содержанию своему и по напеву седальны приближаются к тропарям. В сущности, они и являются тропарями и по своему способу стихосложения, почему в древних уставах и богослужебных книгах они часто называются “тропарями.” Содержание их на недельной утрени после кафизм, например, говорит о том же, что и тропарь, то есть о воскресении, но с несколько иным настроением, с некоторым оттенком грусти, а потому и с большей ревностью. Как справедливо замечает Скабалланович, силою своих выражений они поражают: “смерть люто пленяшеся,” “гробу отверсту, аду плачущуся,” “благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое...,” “Петр вопияще Ти: жены дерзновение прияша, аз же убояхся; разбойник богословяще, аз же отвергохся; убо призовеши ли мя прочее ученика быти, или паки покажеши ловца глубинного.” К воскресным седальнам положены особые припевы, что отличает их и показывает особое значение в богослужении. Их исключительная поэтическая сила и богатое содержание позволило творцам устава выделить эти седальны и для других случаев в нашем богослужении; примером могут послужить такие как: “благообразный Иосиф,” “запечатану гробу,” “пре-благословенна еси,” “о Тебе радуется, Благодатная...” и т.д. Некоторые седальны послужили и мелодическими образцами для других песнопений, сделавшись для них “подобными.”
Происхождение их и история древни. Описание Синайской утрени VII века знает седальны по кафизмах, названные “успокоительными седальнами.” Они вошли и в Иерусалимский и Евергетидский уставы, но мало были употребительны в Студийском монастыре. Седальны по 3-ей песни канона также известны древним рукописным типикам иерусалимской редакции. Они положены, как и седальны после кафизм, перед назидательным чтением из святоотеческой литературы, в частности в недельные дни перед Маргаритом Златоуста.
- Архим. Киприан Керн
- 2. Наука Литургики в ее Историческом Развитии.
- II. Отдел Первый: Гимнография.
- 1. Библейский Песенный Материал.
- Псалмы.
- Библейские Песни.
- 2. Церковная Гимнография.
- Антифоны.
- 1. Антифоны Псалтири
- 2. Антифоны изобразительные или вседневные
- 3. Степенные антифоны
- 4. Праздничные антифоны
- Ипакои.
- Тропарь
- Кондак.
- Акафист.
- Стихира.
- 2. Тропари
- 3. Катавасия
- Седален.
- Светилен.
- Прокимен.
- Аллилуарий.
- Причастен.
- Полиелей.
- Непорочны.
- Самоподобен.
- Самогласен.
- Подобен.
- III. История Церковного Песнетворчества и Песнописцев.
- 3. Первый Период. Подготовительный (I-IV вв.).
- 4. Второй Период — Расцвет Поэзии (V-VII Вв.).
- 5. Период Третий — Преобладание Канонов (с VIII Века).
- Школа Савваитов.
- Школа Студитов.
- Школа Итало-Греческая.
- Остальные Писатели Греческой Церковной Поэзии.
- 6. Общие Выводы из Истории Церковной Гимнографии.
- Отдел Второй: Эортология.
- 1. Постепенное Развитие Праздников.
- А. Развитие Суточного Круга.
- Б. Развитие Седмичного Круга.
- В. Развитие Годичного Круга.
- Период I-III Веков.
- Период IV-V Веков.
- Период VI-VIII Веков.
- 2. Исторические Документы для Эортологии.
- А. Древнейшие Календари и Месяцесловы.
- Б. Мартирологи.
- В. Праздничные Евангелия и Апостолы (Месяцесловы при них).
- Г. Прологи и Синаксари.
- 3. Историческое Развитие Типика.
- А. Первый Период Развития Устава (до х в.).
- Б. Второй Период в Развитии Устава (X век).
- В. Третий Период Развития Типика (от начала XI в.)
- 1. Устав Студийский
- 2. Устав Иерусалимский или св. Саввы
- 3. Устав Святогорский
- 4. Устав Великой Церкви
- 5. Евергетидский устав
- 6. “Марковы Главы”
- 7. Судьба церковного устава в славянских странах
- 8. Новое издание Устава Великой Церкви
- 4. Даты Праздников.