Аллилуарий.
Аллилуарием называется также стих, или точнее стихи псалмов, взятые с той же целью, что и прокимен, для предварения чтения из священных книг. Разница только в том, что стихи псалмов, составляющих прокимны, предварят или ветхозаветные чтения (паримии), или новозаветные (Апостол и Евангелие) на вечерне, утрени или на часах. Аллилуарий же поется только на литургии и он только тогда предваряет собой евангельское чтение, когда перед ним было чтение Апостола. Это стих псалма с прерывающим его аллилуйя (откуда и название), который связывает чтение Апостола с чтением Евангелия. Скабалланович говорит: Кроме “аминь,” это единственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его и в тех звуках, в которых оно вдохновлено Богом; от него веет потому духом глассолалической таинственности, вызывающей его применение, например, в таинстве крещения.
История этого песнопения говорит, что оно введено было очень рано и в римо-католической церкви23. К пению аллилуйя на Западе стали потом присоединять и особые гимны, “секвенции” или же “лауды”24. На Востоке уже в VII веке поются аллилуарии в Иерусалимской церкви, точно так же и в Александрийской литургии ап. Марка. Нынешние воскресные аллилуарии, по-видимому, уже вполне установились к XII веку по Евергетидскому типику. Все восточные православные общины, кроме коптов, знают тоже употребление на литургии перед чтением Евангелия этого аллилуария.
- Архим. Киприан Керн
- 2. Наука Литургики в ее Историческом Развитии.
- II. Отдел Первый: Гимнография.
- 1. Библейский Песенный Материал.
- Псалмы.
- Библейские Песни.
- 2. Церковная Гимнография.
- Антифоны.
- 1. Антифоны Псалтири
- 2. Антифоны изобразительные или вседневные
- 3. Степенные антифоны
- 4. Праздничные антифоны
- Ипакои.
- Тропарь
- Кондак.
- Акафист.
- Стихира.
- 2. Тропари
- 3. Катавасия
- Седален.
- Светилен.
- Прокимен.
- Аллилуарий.
- Причастен.
- Полиелей.
- Непорочны.
- Самоподобен.
- Самогласен.
- Подобен.
- III. История Церковного Песнетворчества и Песнописцев.
- 3. Первый Период. Подготовительный (I-IV вв.).
- 4. Второй Период — Расцвет Поэзии (V-VII Вв.).
- 5. Период Третий — Преобладание Канонов (с VIII Века).
- Школа Савваитов.
- Школа Студитов.
- Школа Итало-Греческая.
- Остальные Писатели Греческой Церковной Поэзии.
- 6. Общие Выводы из Истории Церковной Гимнографии.
- Отдел Второй: Эортология.
- 1. Постепенное Развитие Праздников.
- А. Развитие Суточного Круга.
- Б. Развитие Седмичного Круга.
- В. Развитие Годичного Круга.
- Период I-III Веков.
- Период IV-V Веков.
- Период VI-VIII Веков.
- 2. Исторические Документы для Эортологии.
- А. Древнейшие Календари и Месяцесловы.
- Б. Мартирологи.
- В. Праздничные Евангелия и Апостолы (Месяцесловы при них).
- Г. Прологи и Синаксари.
- 3. Историческое Развитие Типика.
- А. Первый Период Развития Устава (до х в.).
- Б. Второй Период в Развитии Устава (X век).
- В. Третий Период Развития Типика (от начала XI в.)
- 1. Устав Студийский
- 2. Устав Иерусалимский или св. Саввы
- 3. Устав Святогорский
- 4. Устав Великой Церкви
- 5. Евергетидский устав
- 6. “Марковы Главы”
- 7. Судьба церковного устава в славянских странах
- 8. Новое издание Устава Великой Церкви
- 4. Даты Праздников.