logo
Киприан (Керн)

Аллилуарий.

Аллилуарием называется также стих, или точнее стихи псалмов, взятые с той же целью, что и прокимен, для предва­рения чтения из священных книг. Разница только в том, что стихи псалмов, составляющих прокимны, предварят или вет­хозаветные чтения (паримии), или новозаветные (Апостол и Евангелие) на вечерне, утрени или на часах. Аллилуарий же поется только на литургии и он только тогда предваряет со­бой евангельское чтение, когда перед ним было чтение Апо­стола. Это стих псалма с прерывающим его аллилуйя (откуда и название), который связывает чтение Апостола с чтением Евангелия. Скабалланович говорит: Кроме “аминь,” это един­ственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его и в тех звуках, в которых оно вдохновлено Богом; от него веет потому духом глассолалической таинственности, вызывающей его применение, например, в таинстве крещения.

История этого песнопения говорит, что оно введено было очень рано и в римо-католической церкви23. К пению аллилуйя на Западе стали потом присоединять и особые гимны, “сек­венции” или же “лауды”24. На Востоке уже в VII веке поются аллилуарии в Иерусалимской церкви, точно так же и в Алек­сандрийской литургии ап. Марка. Нынешние воскресные ал­лилуарии, по-видимому, уже вполне установились к XII веку по Евергетидскому типику. Все восточные православные об­щины, кроме коптов, знают тоже употребление на литургии перед чтением Евангелия этого аллилуария.