Период I-III Веков.
Первое место среди праздников этого времени занимают, бесспорно, два: Пасха и Пятидесятница. Это — самые ранние из всех христианских праздников. Пасха совершенно естественно соединялась с воспоминанием о воскресении Господа. О Пасхе говорится в I Кор. 5:7-8. Это скорбно-радостное событие. О Пасхе говорит Тертуллиан, различая “пасху распятия” и “пасху воскресения.” Есть основание предполагать, на основании свидетельств Тертуллиана, Оригена и канонов Ипполита, о существовании предпасхального поста, срок которого установить, может быть, и не легко. Факт пасхальных споров указывает на неединообразие в вопросе о времени праздника. Традиции отдельных церквей вносили свои особенности: по одной Пасха связывалась с воскресным днем и была, следовательно, праздником подвижным, зависящим от луны; по другой, малоазийской, она закреплялась за днем 14 Нисана, откуда наименование этого течения “квадродециманами.”
Пятидесятница имела, конечно, свои ветхозаветные воспоминания, связываясь с иудейским праздником. О Пятидесятнице говорится в новозаветных книгах69. Тертуллиан говорит об этом празднике, причем это слово имеет у него двойное значение: и самого дня праздника, и всего 50-тидневного периода после Пасхи. Вот его первое свидетельство70: “...языческие праздники только один раз в год совершаются, а у тебя воскресение возобновляется каждые семь дней; собери все языческие праздники... и они не в состоянии наполнить Пятидесятницу.” Отсюда Пятидесятница — период времени 50 дней после Пасхи. А в другом месте71 он говорит: “Пасха составляет более торжественный праздник, чем крещение (оглашенного), почему она есть промежуток времени гораздо больший, чем время подготовления к крещению (т.е. 40 дней). В этот промежуток времени воскресение Господа многократно удостоверялось для учеников и обещана благодать Св. Духа... Пятидесятница, которая есть собственно день праздничный, и назначен для крещения оглашенных.” Следовательно, здесь говорится о самом дне Пятидесятницы. Вероятно, уже в этом периоде установился обычай не преклонять колен в течение 50-тидневного периода. Судя по Апостольским Постановлениям (V кн.), существует обычай не работать в эти праздники.
В это же время I-III вв., судя по Клименту Александрийскому72, уже вошло в обычай праздновать Явление Господне. Этот праздник не имел еще нашего теперешнего содержания, как события только Крещения Господа, а относился вообще к явлению Бога во плоти, охватывая и Его Рождество и самое событие Крещения. Разделение этих двух праздничных воспоминаний есть дело будущего. Дата этого праздника Богоявления установилась не сразу; разные поместные Церкви праздновали его по своему, — ив марте, и в апреле, и в мае, и в январе, и в декабре. Происхождение этого праздника, по всей вероятности, гностическое: первые указания на него у василидиан.
В эту же эпоху начинаются уже и празднования в честь мучеников. Мученические памяти, как дни их “рождения,” то есть рождения в вечную жизнь, востекают к мученическим актам. Ближайшее окружение мученика берегло его останки, ходило на место его погребения или место мучения, совершались и воспоминания о нем. Ранние христианские писатели говорят о поминальных трапезах. Возможно, что в это время уже закрепились памяти: св. ап. Иакова, св. архид. Стефана, возможно муч. Поликарпа, или Игнатия Богоносца и др.
- Архим. Киприан Керн
- 2. Наука Литургики в ее Историческом Развитии.
- II. Отдел Первый: Гимнография.
- 1. Библейский Песенный Материал.
- Псалмы.
- Библейские Песни.
- 2. Церковная Гимнография.
- Антифоны.
- 1. Антифоны Псалтири
- 2. Антифоны изобразительные или вседневные
- 3. Степенные антифоны
- 4. Праздничные антифоны
- Ипакои.
- Тропарь
- Кондак.
- Акафист.
- Стихира.
- 2. Тропари
- 3. Катавасия
- Седален.
- Светилен.
- Прокимен.
- Аллилуарий.
- Причастен.
- Полиелей.
- Непорочны.
- Самоподобен.
- Самогласен.
- Подобен.
- III. История Церковного Песнетворчества и Песнописцев.
- 3. Первый Период. Подготовительный (I-IV вв.).
- 4. Второй Период — Расцвет Поэзии (V-VII Вв.).
- 5. Период Третий — Преобладание Канонов (с VIII Века).
- Школа Савваитов.
- Школа Студитов.
- Школа Итало-Греческая.
- Остальные Писатели Греческой Церковной Поэзии.
- 6. Общие Выводы из Истории Церковной Гимнографии.
- Отдел Второй: Эортология.
- 1. Постепенное Развитие Праздников.
- А. Развитие Суточного Круга.
- Б. Развитие Седмичного Круга.
- В. Развитие Годичного Круга.
- Период I-III Веков.
- Период IV-V Веков.
- Период VI-VIII Веков.
- 2. Исторические Документы для Эортологии.
- А. Древнейшие Календари и Месяцесловы.
- Б. Мартирологи.
- В. Праздничные Евангелия и Апостолы (Месяцесловы при них).
- Г. Прологи и Синаксари.
- 3. Историческое Развитие Типика.
- А. Первый Период Развития Устава (до х в.).
- Б. Второй Период в Развитии Устава (X век).
- В. Третий Период Развития Типика (от начала XI в.)
- 1. Устав Студийский
- 2. Устав Иерусалимский или св. Саввы
- 3. Устав Святогорский
- 4. Устав Великой Церкви
- 5. Евергетидский устав
- 6. “Марковы Главы”
- 7. Судьба церковного устава в славянских странах
- 8. Новое издание Устава Великой Церкви
- 4. Даты Праздников.