Школа Савваитов.
На первом месте, бесспорно, должен быть поставлен св. Андрей Критский43 или Иерусалимский44. Года жизни его: 650-726. Его перу принадлежат:
1. Великий Канон, читаемый в первые четыре дня Великой Четыредесятницы и на утрени четверга V седмицы Поста. Великим назван потому, что содержит до 250 тропарей. Это самое знаменитое его произведение и его можно считать одним из самых лучших творений мировой литературы.
2. Трипеснцы на Повечерии Недели Ваий, равно как и Трипеснцы в первые четыре дня Страстной Седмицы.
3. Каноны на Лазареву Субботу, в неделю Жен Мироносиц, на Рождество Богородицы, на св. Иоанна Крестителя и др.
4. Самогласные стихиры на Рождество Христово, Воздвижение, Сретение, Петров День и ев, Андрея Первозванного.
Св. Иоанн Дамаскин (+ 745) — не менее знаменитый поэт, чем Андрей Критский. Если Андрей явился первым гимнографом в области канонов, то св. Иоанн. Дамаскин в этом направлении сделал большие шаги. Он гораздо плодовитее св. Андрея. Каноны его, как это уже указывалось, короче Андреевых: он не выдерживает числа тропарей в песнях, как это делал Андрей; он удаляется и от библейских тем; он свободнее в выражениях; он заимствует часто из творений св. Григория Богослова; по форме он известен как любитель классической поэзии. Ему принадлежат знаменитые три канона в форме ямбических триметров, очень трудных для понимания, витиеватых. Нельзя ему приписать составления всего Октоиха целиком, как это раньше делалось, просто потому, что ряд песнопений в нем надписаны именами других авторов45, а также потому, что стиль Октоиха вовсе не одинаков, не выдержан и изобличает разных составителей. Дамаскину принадлежат:
Каноны на Рождество Христово, Богоявление, Пятидесятницу (ямбические триметры),
2. Каноны на Пасху, Вознесение, Преображение, Благовещение, Успение, на памяти свв. апостолов и святителей: Василия Великого, Григория Нисского, Ипполита, Епифания, Златоуста и многих преподобных и мучеников, в частности — канон в честь преп. Романа Сладкопевца.
Св. Косьма, еп. Маиумский (в Финикии), известный еще под именем Иерусалимского или Агиополита, так как долгое время вместе с Иоанном Дамаскиным провел в Иерусалимской Лавре св. Саввы. Умер около 743 года. Ему принадлежат:
Каноны на Успение Богоматери, на Рождество Христово, на Воздвижение, Сретение, Богоявление, Преображение, Пятидесятницу и в особенности замечательный канон на Вход Господень в Иерусалим.
Вообще же он вместе с Дамаскиным писал упомянутые каноны на великие праздники так, что каноны одного дополняли каноны другого; один давал внутренний смысл события, другой же повествовал о его внешних особенностях.
Трипеснцы на первые дни Страстной седмицы.
Канон на Великий Четверток, замечательный по мыслям и форме.
Четверопеенец на Великую Субботу, впоследствии дополненный до объема девятипесненного канона.
Каноны на дни: св. Григория Богослова, Иосифа Обручника, Давида царя, вмуч. Георгия и др.
Св. Стефан Савваит (VIII в.) написал каноны на: Обрезание Господне, преп. Кириака Отшельника, преп. отцов, избиенных в обители св. Саввы.
Сергий Агиополит, современник царя Феофила (829-842), хотя и не является “савваитом” в настоящем смысле этого слова, но по времени и по своему палестинскому происхождению может быть причислен к той же группе. Он написал:
Стихиры на Рождество и на Введение Пресвятой Богородицы.
- Архим. Киприан Керн
- 2. Наука Литургики в ее Историческом Развитии.
- II. Отдел Первый: Гимнография.
- 1. Библейский Песенный Материал.
- Псалмы.
- Библейские Песни.
- 2. Церковная Гимнография.
- Антифоны.
- 1. Антифоны Псалтири
- 2. Антифоны изобразительные или вседневные
- 3. Степенные антифоны
- 4. Праздничные антифоны
- Ипакои.
- Тропарь
- Кондак.
- Акафист.
- Стихира.
- 2. Тропари
- 3. Катавасия
- Седален.
- Светилен.
- Прокимен.
- Аллилуарий.
- Причастен.
- Полиелей.
- Непорочны.
- Самоподобен.
- Самогласен.
- Подобен.
- III. История Церковного Песнетворчества и Песнописцев.
- 3. Первый Период. Подготовительный (I-IV вв.).
- 4. Второй Период — Расцвет Поэзии (V-VII Вв.).
- 5. Период Третий — Преобладание Канонов (с VIII Века).
- Школа Савваитов.
- Школа Студитов.
- Школа Итало-Греческая.
- Остальные Писатели Греческой Церковной Поэзии.
- 6. Общие Выводы из Истории Церковной Гимнографии.
- Отдел Второй: Эортология.
- 1. Постепенное Развитие Праздников.
- А. Развитие Суточного Круга.
- Б. Развитие Седмичного Круга.
- В. Развитие Годичного Круга.
- Период I-III Веков.
- Период IV-V Веков.
- Период VI-VIII Веков.
- 2. Исторические Документы для Эортологии.
- А. Древнейшие Календари и Месяцесловы.
- Б. Мартирологи.
- В. Праздничные Евангелия и Апостолы (Месяцесловы при них).
- Г. Прологи и Синаксари.
- 3. Историческое Развитие Типика.
- А. Первый Период Развития Устава (до х в.).
- Б. Второй Период в Развитии Устава (X век).
- В. Третий Период Развития Типика (от начала XI в.)
- 1. Устав Студийский
- 2. Устав Иерусалимский или св. Саввы
- 3. Устав Святогорский
- 4. Устав Великой Церкви
- 5. Евергетидский устав
- 6. “Марковы Главы”
- 7. Судьба церковного устава в славянских странах
- 8. Новое издание Устава Великой Церкви
- 4. Даты Праздников.