logo
Киприан (Керн)

Архим. Киприан Керн

Литургика.

Гимнография и эортология.

Архим. Киприан Керн

Литургика.

Гимнография и эортология.

I. Вводные Понятия.

1. Литургика как Наука.

2. Наука Литургики в ее Историческом Развитии.

II. Отдел Первый: Гимнография.

1. Библейский Песенный Материал.

Псалмы.

Библейские Песни.

2. Церковная Гимнография.

Антифоны.

Ипакои.

Тропарь

Кондак.

Акафист.

Стихира.

Канон.

Седален.

Светилен.

Прокимен.

Аллилуарий.

Причастен.

Полиелей.

Непорочны.

Самоподобен.

Самогласен.

Подобен.

III. История Церковного Песнетворчества и Песнописцев.

3. Первый Период. Подготовительный (I-IV вв.).

4. Второй Период — Расцвет Поэзии (V-VII Вв.).

5. Период Третий — Преобладание Канонов (с VIII Века).

Школа Савваитов.

Школа Студитов.

Школа Итало-Греческая.

Остальные Писатели Греческой Церковной Поэзии.

6. Общие Выводы из Истории Церковной

Гимнографии.

Отдел Второй: Эортология.

1. Постепенное Развитие Праздников.

А. Развитие Суточного Круга.

Б. Развитие Седмичного Круга.

В. Развитие Годичного Круга.

Период I-III Веков.

Период IV-V Веков.

Период VI-VIII Веков.

2. Исторические Документы для Эортологии.

А. Древнейшие Календари и Месяцесловы.

Б. Мартирологи.

В. Праздничные Евангелия и Апостолы (Месяцесловы при них).

Г. Прологи и Синаксари.

3. Историческое Развитие Типика.

А. Первый Период Развития Устава (до Х в.).

Б. Второй Период в Развитии Устава (X век).

В. Третий Период Развития Типика (от начала XI в.)

4. Даты Праздников.

***************************************************************************

I. Вводные Понятия.

1. Литургика как Наука.

Под именем Литургики в богословских школах понимается наука о богослужении в широком смысле слова. Само слово “Литургия” (Λειτουργία) у древних эллинов означало “общее дело,” служение, совершаемое для народа или средствами ши­роких слоев народа. Греки знали в своем быту разные типы таких “литургий.” Так, например, они называли γυμνασταρχα, устройство гимнастических упражнений и это считалось у них “литургией,” под именем χορηγία они понимали устройство торжественных процессий, “ликостояний,” что также входило в понятие “литургии”; устройство народных, общественных уго­щений, έστίασις, также было для древнего эллина “литургией.”

Христианство приняло этот греческий термин для обозна­чения своего общественного богослужения вообще или евха­ристического богослужения в особенности. Отсюда и “литургика” является наукой о богослужении вообще; прилагательное “литургический” означает нечто относящееся к богослужению вообще, а не только к одной Евхаристии.

Как таковая, это наука охватывает целый ряд областей церковно-богослужебного быта и обихода и распадается поэтому на несколько отделов. Вообще же к науке Литургики может быть три подхода, в зависимости от которых она приобретает тот или иной характер Эти подходы можно назвать:

1. историко-археологический,

2. ритуалистический или уставной,

3. богословский.

Историко-археологический подход к науке старается осве­тить главным образом постепенное развитие и изменение бо­гослужебных чинов, песнопений, облачений, церковной утва­ри и т. п. Этот подход интересуется возникновением и разви­тием тех или иных стилей храмоздательства, иконописания и т. д. Часто в богословских школах из науки Литургики выде­ляется особая наука Церковной археологии и истории христи­анского искусства.

Второй подход, ритуалистический или уставной, занят глав­ным образом изучением системы православного богослуже­ния в рамках ныне действующего церковного устава или Ти­пикона и теми правилами и обычаями, которыми необходимо руководствоваться для правильного и уставного отправления богослужения. История самого Устава, его типы, их возник­новение и изменение в данном случае отступают на второй план, уступая место ныне утвердившемуся Типикону. В семи­нариях и Академиях часто из Литургики выделяют особую науку под названием “Устава,” которая и занимается изучением указанных правил богослужения.

Третий, наконец, подход богословский, смотрит на науку богослужения не только как на предмет исторического или археологического изучения и не только как на правила для отправления богослужения по духу и букве церковного Типи­кона. но главным образом как богословскую дисциплину, как на источник боговедения и вспомогательное средство для по­строения богословской системы Православия. Об этом будет сказано несколько ниже более подробно, после того как мы укажем на цели богослужения.

К богослужению можно отнестись как к выражению наших религиозных переживаний, нашей веры в Бога. нашей набож­ности. Это называют в нашей науке целью латреутической. от греческого слова λατρεύειν. т.е. служение, поклонение

Богослужение, кроме того, может иметь и цель сакрамен­тальную, то есть являться приобщением к искупительному подвигу Господа Христа и быть проводником благодати в мир и к отдельным людям.

На третьем месте, наконец, богослужение имеет и харак­тер дидактический, поучительный. Наш богословский обиход, содержа огромное богатство песнопений, переплетенных с чтениями из Ветхого и Нового Заветов, с поучениями из святых отцов, аскетических сборников и житийной литературы, явля­ется источником богопознания и углубления в истины право­славного богословия. Раскрытие этой назидательной стороны богослужения, совпадающее с третьим из указанных подходов к нашей науке, есть мощное оружие и вспомогательное сред­ство для православного ученого и для ищущего богословского назидания. Литургика в таком случае становится для нас уже не только “обрядословием,” как ее некогда называли в шко­лах, но самостоятельной дисциплиной Литургического Бого­словия, имеющей полное и неоспоримое право на существова­ние наряду с прочими богословскими науками систематиче­скими и историческими. В этом случае Литургика стоит в теснейшей связи с Патристикой.

Патристика, история христианской догмы, занимаясь изу­чением развития христианской богословской мысли у разных писателей и учителей Церкви и в разные времена, не должна быть обособляема от литургического богословия. Изучение бо­гослужебных песнопений, их возникновения, развития и со­держания дополняет изучение богословских творений святых отцов Церкви.

Как пример, можно привести св. Иоанна Дамаскина. Если патристика знает его как автора “Точного изложения Право­славной веры” и “Слова против иконоборцев,” то для литурги-ста он является автором если не всего Октоиха, то значитель­ной его части, автором ряда канонов на большие праздники и иных богослужебных песнопений. Раскрытие содержания этих его творений обогащает наше богословское ведение и дает нам материал для истории и системы православного богословия.

Если опять-таки обратиться к песнопениям Октоиха, особ­ливо к Догматикам, то есть богородничным песнопениям, по­ющимся на “и ныне” на “Господи воззвах” воскресных дней или к Анатолиевым стихирам тех дней, то в них мы найдем богатейшие мысли о догмате воплощения Сына Божия, искуп­ления, Приснодевства и т. п. Это может послужить прекрас­ным материалом для изучения тринитарных, христологических и мариологических споров; в этих гимнах Церковь устами сво­их учителей, писателей и вдохновенных поэтов излагает свое учение по этим догматическим вопросам, так же как она это делает в писаниях отцов, богословских трактатах или симво­лических вероопределениях.

Степенные антифоны недельных служб дают нам также богатый материал для учения о Святом Духе. В Постной Триоде мы находим очень важные песнопения, говорящие о зарожде­нии греха в нас, о борьбе с ним, о посте, молитве и др. аскети­ческих упражнениях. Требник, эта нераскрытая еще книга на­шего богослужебного и богословного богатства, может много­му научить богослова в вопросах антропологии, демонологии, космологии и под.

В древней Византии и Москве, когда еще не существовало систематических богословских школ (семинарий и академий), общество, тем не менее, было весьма образовано в смысле богословском, так как получало это свое образование в церк­ви, где с церковного клироса оно слушало песнопения, поучи­тельные чтения из святых отцов и аскетических писателей и таким образом получало свое богословское назидание. Более поздняя, систематическая и схоластическая школа вытеснила это, привив науке западный, более рационалистический, и, главное, схоластический характер. При сокращении богослу­жения, упразднении поучительных, так наз. “уставных чте­ний,” а, главное, при безвкусном и безграмотном совершении богослужения, оно потеряло для общества свой назидатель­ный характер и постепенно в его сознании стало только “об­рядами,” то есть бессодержательными внешними действиями. Самое же прискорбное, это то, что богослужению перестали придавать характер назидательный, дидактический. Оно со­хранило в глазах большинство людей только свой латреутиче-ский и сакраментальный характер.

Надо помнить и крепко себе усвоить, что богослужение, в самом широком смысле этого слова, то есть песнопения, чте­ния из Писания и поучительных отеческих книг, неисчерпае­мое богатство нашей иконописи и символических действий при таинствах, повседневных службах и вообще при богослу­жении, равно как и народно-бытовая мудрость в обычаях, свя­занных с отдельными праздниками и чинопоследованиями, — все это есть источник нашего богословного назидания и боговедения. Нельзя ограничивать изучение святоотеческих тво­рений одними только богословскими трактатами в прозе; надо обратиться и к церковной поэзии, иконописи, символике и вообще к богослужению.

Из сказанного ясно, что под литургическим богословием следует понимать систематизацию богословских идей, заклю­чающихся в нашем богослужении, в наших церковных песно­пениях, иконографических композициях, последовании празд­ников, таинств и вообще во всем церковно-служебном обихо­де. Оно должно быть изучаемо в исторической перспективе, при обращении внимания на постоянное развитие и измене­ние тех или иных чинов или праздников, при сравнении их с богослужебными обычаями других инославных христианских обществ: римо-католиков, армян, коптов, несториан и пр. Са­мо собою разумеется, что это изучение не может быть оторва­но от органической связи внутреннего содержания нашего бо­гослужения с уставными потребностями и всеми требования­ми нашего Типикона, памятуя опять-таки, что последний есть сам по себе продукт сложного исторического процесса и вы­работался в своем теперешнем облике и составе только после упорной борьбы разных монастырских церковных уставов. Ти­пикон поэтому не может и не должен быть рассматриваем, как боговдохновенная книга и неизменная регула нашего бо­гослужения; но без знания устава самое изучение богослуже­ния никогда не будет полным и не сможет отвечать требова­ниям церковности.

В середине прошлого, столетия знаменитый ректор Мос­ковской Духовной Академии, прот. А. В. Горский, призывал к глубокому изучению “православного богослужения, которое представляет цвет и плод древа жизни Церкви Христовой.” Литургика посему не есть только практически-прикладная наука о церковном обряде, а самостоятельная богословская дисцип­лина.