4. Устав Великой Церкви
Константинополь был “оком вселенной,” по слову св. Григория Богослова. Его голос звучал особенно сильно во всех отношениях, и к нему прислушивались все. Точно так же и в отношении к богослужению место его было очень значительно. Его Великая Церковь, то есть храм св. Софии, кафедральный храм Константинопольских патриархов, был очагом особой литургической культуры. В нем богослужение отправлялось с особою торжественностью и исключительной точностью. Он имел и свой особый устав, приуроченный к его специальным условиям. На нем отразились влияния устава Царского Двора Самый типик Великой Церкви был найден проф. Дмитриевским только в 1895 году и напечатан в его докторской диссертации
Характерной особенностью этого богослужебного устава является отсутствие дисциплинарной части, что вполне понятно, так как он не относится к монастырю, а к кафедральному храму. Преобладают патриаршие и царские выходы и описаны церемонии, связанные с этим. Преобладают и так наз. “песенные последования,” выходы с литией на поле, то есть вне храма, на площади и на улицы и даже за город для совершения молебствия по случаю народных бедствий, нападений врагов или в благодарность за избавление от таковых. Характерна литургия в Великую Пятницу в случае совпадения с Благовещением. Диаконы имели право совершать проскомидию. Был чин умовения ног беднякам царем.
В смысле оглавления синаксарь предшествует триодному уставу.
- Архим. Киприан Керн
- 2. Наука Литургики в ее Историческом Развитии.
- II. Отдел Первый: Гимнография.
- 1. Библейский Песенный Материал.
- Псалмы.
- Библейские Песни.
- 2. Церковная Гимнография.
- Антифоны.
- 1. Антифоны Псалтири
- 2. Антифоны изобразительные или вседневные
- 3. Степенные антифоны
- 4. Праздничные антифоны
- Ипакои.
- Тропарь
- Кондак.
- Акафист.
- Стихира.
- 2. Тропари
- 3. Катавасия
- Седален.
- Светилен.
- Прокимен.
- Аллилуарий.
- Причастен.
- Полиелей.
- Непорочны.
- Самоподобен.
- Самогласен.
- Подобен.
- III. История Церковного Песнетворчества и Песнописцев.
- 3. Первый Период. Подготовительный (I-IV вв.).
- 4. Второй Период — Расцвет Поэзии (V-VII Вв.).
- 5. Период Третий — Преобладание Канонов (с VIII Века).
- Школа Савваитов.
- Школа Студитов.
- Школа Итало-Греческая.
- Остальные Писатели Греческой Церковной Поэзии.
- 6. Общие Выводы из Истории Церковной Гимнографии.
- Отдел Второй: Эортология.
- 1. Постепенное Развитие Праздников.
- А. Развитие Суточного Круга.
- Б. Развитие Седмичного Круга.
- В. Развитие Годичного Круга.
- Период I-III Веков.
- Период IV-V Веков.
- Период VI-VIII Веков.
- 2. Исторические Документы для Эортологии.
- А. Древнейшие Календари и Месяцесловы.
- Б. Мартирологи.
- В. Праздничные Евангелия и Апостолы (Месяцесловы при них).
- Г. Прологи и Синаксари.
- 3. Историческое Развитие Типика.
- А. Первый Период Развития Устава (до х в.).
- Б. Второй Период в Развитии Устава (X век).
- В. Третий Период Развития Типика (от начала XI в.)
- 1. Устав Студийский
- 2. Устав Иерусалимский или св. Саввы
- 3. Устав Святогорский
- 4. Устав Великой Церкви
- 5. Евергетидский устав
- 6. “Марковы Главы”
- 7. Судьба церковного устава в славянских странах
- 8. Новое издание Устава Великой Церкви
- 4. Даты Праздников.