logo
Киприан (Керн)

3. Историческое Развитие Типика.

Если история календаря в широком смысле этого слова имеет значение для истории праздников, то история Типи­ка, как регулятора богослужебной жизни, в особенности интересна для эортологии. Типикон не только содержит ука­зания памятей данного дня, как календарь, месяцеслов или пролог, но и указания распределения самого богослужебно­го материала. В истории развития типика ученые различа­ют три периода:

1 — до Х века,

2 — Х-ый век. и

3 — от XI века доднесь.

Такое деление, конечно, не равномерно разбивает процесс развития, но, диктуемый историческими требованиями, он име­ет свое оправдание.

В истории русской науки Типикону посвящено несколько очень ценных работ, так что развитие его может быть оценено с достаточной научной достоверностью. Следует указать в осо­бенности:

— И. Мансветова “Богослужебный устав,”

— прот М. Лисицына “Первоначальный славяно-русский Типикон,”

— Скабаллановича “Толковый Типикон” и

— уже упомянутое исследование архиеп. Владимирского Сергия (Спасского) “Полный Месяцеслов Востока.”