logo search
Киприан (Керн)

А. Первый Период Развития Устава (до х в.).

Этот этап в развитии Типикона наименее благоприятен для научного исследования. Богослужебных уставов в настоя­щем смысле этого слова от этого времени не сохранилось, да их, в сущности, и не было. Те монастырские уставы, которые до нас дошли, содержат в себе очень мало литургического материала Если можно, судя по теперешним уставам, отде­лять в них дисциплинарную часть от литургической, то в памятниках того времени это разделение не проводилось. Ли­тургическая часть явно недоразвита; дисциплинарная подав­ляет все. Правила монашеского быта отделяются от церков­ных служб95. Отдельные монашеские уставы, которые могут иллюстрировать состояние тогдашнего монастырского быта, суть следующие:

  1. Устав преп. Пахомия Великого (+348) для Тавеннисийского монастыря.

  2. Пространно изложенные правила для монахов св. Васи­лия Великого.

  3. Сочинения Кассиана Римлянина в 12 книгах “Об уст­ройстве общежитии.”

  4. Устав св. Венедикта Нурсийского (Т 543) для монасты­ря в Монте-Кассино.

  5. Повествование Софрония Иерусалимского и Иоанна Мосха о посещении ими Синайского монастыря.

Составить себе представление о последованиях суточных служб или праздниках по этим уставам чрезвычайно трудно. В истории развития суточного богослужения было о том выше сказано.