logo search
Киприан (Керн)

4. Устав Великой Церкви

Константинополь был “оком вселенной,” по слову св. Гри­гория Богослова. Его голос звучал особенно сильно во всех отношениях, и к нему прислушивались все. Точно так же и в отношении к богослужению место его было очень значитель­но. Его Великая Церковь, то есть храм св. Софии, кафедраль­ный храм Константинопольских патриархов, был очагом осо­бой литургической культуры. В нем богослужение отправля­лось с особою торжественностью и исключительной точностью. Он имел и свой особый устав, приуроченный к его специаль­ным условиям. На нем отразились влияния устава Царского Двора Самый типик Великой Церкви был найден проф. Дмит­риевским только в 1895 году и напечатан в его докторской диссертации

Характерной особенностью этого богослужебного устава является отсутствие дисциплинарной части, что вполне по­нятно, так как он не относится к монастырю, а к кафедрально­му храму. Преобладают патриаршие и царские выходы и опи­саны церемонии, связанные с этим. Преобладают и так наз. “песенные последования,” выходы с литией на поле, то есть вне храма, на площади и на улицы и даже за город для со­вершения молебствия по случаю народных бедствий, нападе­ний врагов или в благодарность за избавление от таковых. Характерна литургия в Великую Пятницу в случае совпаде­ния с Благовещением. Диаконы имели право совершать про­скомидию. Был чин умовения ног беднякам царем.

В смысле оглавления синаксарь предшествует триодному уставу.