logo search
Киприан (Керн)

1. Устав Студийский

Основанный в 463 г. римским патрицием Студием в Кон­стантинополе монастырь при церкви Иоанна Предтечи стал очень скоро одним из самых замечательных монастырей сто­лицы Близость к центру церковной, умственной, политиче­ской и общественной жизни Византии объясняет то поло­жение, которое эта обитель заняла в истории Восточной Церкви

Вначале он стоял в тесной связи и, может быть, в зависи­мости от так наз. “монастыря неусыпающих” (акимитов). Пер­вое население иноков в нем было именно из этой области. Особенное значение Студийский монастырь приобрел в период иконоборческих споров. Возглавляемые своим знаменитым игуменом преп. Феодором (+ 826), монахи этого монастыря стали ревностными защитниками иконопочитания и вынесли на себе всю тяжесть борьбы. В период борьбы патриархов Игнатия и Фотия, равно как и во все важные моменты жизни Константинопольской церкви, эта обитель всегда принимала участие и часто решала вопрос, благодаря своему огромному нравственному авторитету.

Понятно, что она заняла первенствующее место в монаше­ской жизни столицы. Богослужение ее было образцовым, бла­годаря ревностному старанию о том ее игуменов. Царское вни­мание к обители позволило ей очень рано приобрести ряд при­вилегий и большое богатство в утвари, ризнице и пр. В день Усекновения главы Предтечи в монастырь совершались цар­ские выходы, С 1381 года архимандрит монастыря стал пер­вым в ряду прочих настоятелей.

В монастыре рано создался свой особый уклад, который и был закреплен в первобытных формах “начертания” Устава. Более полный устав был записан уже много спустя после смер­ти преп. Феодора Студита, в начале XI в. Но первобытный полный устав до нас не дошел; о нем можно только догады­ваться по разным другим памятникам и сообщениям истори­ков. Типик Студийский был тем, который Феодосии Печерский перенес и к себе в Киев около 1065 г., но это, опять-таки, не есть Студийский Типик в чистом его виде, а так наз. Типик патриарха Алексия (1025—1043) Этот патриарх был иноком Студийского монастыря и понятно, что ревновал об его распространении. В 1034 году он основал около Констан­тинополя монастырь во имя Успения Богородицы и положил в основание его Студийский устав. Но устав положен был не в чистом его Студийском виде, а с некоторыми изменениями и дополнениями. С этого-то именно Алексиево-Студийского Ти­пика Феодосии Печерский и списал свой устав для Киевской Лавры.

Таким образом, Типика Студийского монастыря в его чис­том виде и первоначальной редакции мы не имеем и, не­смотря на все попытки проф. Дмитриевского, подробно ис­следовавшего все восточные монастырские книгохранили­ща с целью найти его, его обрести не удалось. Все же, если сопоставить списки уставов студийского типа, применяв­шиеся в славянских землях, в России, в южно-италийских областях и пр., то можно составить себе приблизительное представление о том, чем этот устав является в истории нашего богослужения, каковы его особенности в сравнении с Иерусалимским и т. д.