logo search
Лекцуии по Украине 2-3 курс

4 Украинские земли в 1907-1914 гг.

Третьеиюньский государственный переворот 1907 г. свидетельствовал об окончании первой российской революции. С роспуском II Государственной думы началось время политической реакции, которое коснулась всех сфер общественной жизни.

3 июня 1907 г. П. Столыпин направил секретное указание киевским властям, в котором приказывал навести порядок в городе и губернии. Уже на следующий день в Киеве было арестовано 100 человек, в Одессе – около 70. Кровавые расправы происходили в сельской местности. В 1907-1909 гг. было осуждено 26 тыс. человек, из которых 5 тыс. были приговорены к смертной казни.

Закономерным наступлением столыпинской реакции в Украине было зна­чительное усиление национального гнёта. 9 марта 1908 г. в Киеве был создан клуб российских националистов, который должен был противодействовать польскому давлению и украинофильству. Российское самодержавие было обеспокоено оживлением украинских, польских и еврейских политических сил. Российские националисты квалифицировали украинское движение, как австрийскую интригу, которая угрожала национальной безопасности. Благодаря поддержке П. Столыпина в условиях реакции клуб российских националистов стал одной из влиятельных политических сил Российской империи.

Во время практической реализации своей антиукраинской политики царское правительство запретило преподавание украинского языка в школах. Украинцы, как и другие нероссийские народы страны, согласно столыпинского циркуляра провозглашались «инородцами». Им запрещалось петь песни на украинском языке, читать стихи национальных поэтов.

Поражение революционного движения, наведение порядка жёсткой рукой, наступление на демократические завоевания революции, открытая ассимиляторская политика – всё это составные части одного плана, с помощью которого председатель Совета министров П. Столыпин стремился укрепить централизованную, монолитную империю, усилить царскую власть и влияние.

Важное место в практических расчётах премьер-министра занимала аграрная реформа. Большим тормозом на пути развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве было помещичье землевладение и общинное землепользование. Вначале царское правительство обратило внимание на крестьянскую общину. 9 ноября 1906 года. Николай II подписал подготовленный П. Столыпиным указ, согласно которому крестьяне получали возможность выходить из сельской общины и становиться хозяевами, собственниками земли, объединять полученные участки в один (отруб) или оставаться на старом дворе или выселяться на хутор.

В Украине аграрная реформа П. Столыпина проходила успешно. Если в губерниях европейской России из общины вышло около 24% хозяйств, то на Правобережной Украине – 50,7, Южной Украине – 34,2 и только на Левобережной – 13,8%. В результате концентрации земельных наделов в руках зажиточных собственников, использования ими машин, удобрений, расширения посевных площадей в Украине за 1909-1913 гг. почти в 1/5 раза увеличился валовой сбор зерна, а повышение цен на хлеб на мировом рынке, содействовало росту его экспорта через азово-черноморские порты.

Выходя из общины, многие крестьяне продавали землю и переселялись за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. На протяжении 1906-1912 гг. там оказалось около 1 млн. украинских крестьян. Но позже почти ¼ из них, не найдя в далёких регионах лучшей жизни, вынуждены были вернуться в родные места, где пополнили ряды безземельного сельского пролетариата.

Аграрная реформа П. Столыпина тормозилась придворными кругами. Крупные землевладельцы её не приняли, так как боялись потерять дешёвую рабочую силу. П. Столыпин оказался между двух огней. Левые партии тоже выступали против реформы, которая уменьшала социальную напряжённость на селе, т.е. ослабляла революционный потенциал крестьянства. 1 сентября 1911 г. эсер Д. Богров смертельно ранил П. Столыпина в Киевском оперном театре. По завещанию П. Столыпина, он был похоронен на территории Киево-Печерской лавры.

В 1909 г. экономический застой сменился оживлением, а вскоре промышленным подъёмом. Он содействовал росту численности рабочего класса, дальнейшей его концентрации на крупных предприятиях, формированию пролетарской солидарности, развёртыванию борьбы с царизмом. Летом 1910 г. произошли экономические забастовки рабочих Москвы. Их поддержали рабочие Киева, Харькова, Одессы, Екатеринослава, Николаева. Вместе с рабочим классом на борьбу поднималось и крестьянство. Активное участие в оппозиционных выступлениях принимала студенческая и ученическая молодёжь.

В 1910 г. проходила избирательная кампания в IV Государственную думу. В Украине в её состав было избрано 97 депутатов: из них 59 крайних монархистов, 21 октябрист, 14 кадетов и прогрессистов, 1 трудовик. Украинские политические партии, которые выступали на выборах в блоке с кадетами, не смогли провести в Думу ни одного депутата.

В Украине не прекращалось национально- освободительное движение. Продолжали действовать некоторые культурно-просветительные организации товарищества «Просвита», «Украинское научное товарищество» в Киеве. Распространению идеи украинского возрождения содействовала научная, общественная и литературная деятельность М. Грушевского, В. Винниченко, М. Коцюбинского и других известных учёных и писателей.

С украинским национальным движением как общественной силой вынуждены были считаться и российские политические партии. Так, Товарищество украинских поступовцев поддерживало контакты с кадетами и трудовиками, которые выступали в Думе с критикой царских властей в отношении Украины. Именно они начали собирать подписи для обсуждения законодательства о разрешении украинского языка в начальных школах с преобладанием украинского населения и поддерживали другие украинские требования в сфере культурно-национального самоопределения.

В 1914 г. царское правительство запретило праздновать не только день рождения Т.Г. Шевченко, но и проводить панихиду, что вызвало волну протеста по всей Украине. Группа депутатов IV Думы поддержала участников протестов. Прогрессивная общественность отметила этот юбилей. Всё это подняло интернациональное значение украинской национальной культуры, раскрывало общечеловеческие идеи гуманизма одного из крупных его корифеев, вдохновляло население на борьбу за своё национальное и социальное освобождение.