logo
Лекцуии по Украине 2-3 курс

3. Театральное искусство и музыка

В начале XX в. возросла роль украинского профессионального театра. Его основоположники – М. Кропивницкий, И. Карпенко-Карый, П. Саксаганский, Н. Садовский, М. Заньковецкая – видели в нём эффективный способ национального воспитания народных масс. Первый стационарный украинский театр был основан в 1907 г. Н. Садовским в Киеве в Троицком народном доме (ныне Театр оперетты), где в 1908 г. торжественно отмечалось 25-летие сценической деятельности Марии Заньковецкой, гениальность которой отмечали В. Немирович-Данченко и К. Станиславский.

Во Львове продолжал творческую деятельность единственный на западноукраинских землях украинский профессиональный театр «Руська бесида». В городах и сёлах продолжали работать любительские театральные кружки.

В начале XX в. значительно расширился репертуар украинского театра. Его основой оставались классические пьесы М. Кропивницкого, М. Старицкого, И. Карпенко-Карого, но театральные коллективы всё чаще обращались к произведениям других национальных авторов – Леси Украинки, И. Франко, Г. Хоткевича, а также российских и западноевропейских классиков – А. Островского, Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, В. Шекспира, Ф. Шиллера и других. Лучшие спектакли театральных трупп Киева, Харькова, Екатеринослава, Полтавы реалистически изображали историческое прошлое украинского народа, его тяжёлую жизнь, раскрывали глубокие социальные противоречия в обществе, учили зрителей с оптимизмом смотреть в будущее.

В музыке продолжал творческую деятельность известный украинский композитор Н. Лысенко. В 1911 г. в театре Н. Садовского была поставлена его опера «Энеида». Очень популярным среди профессиональной общественности был созданный им хор-гимн «Вечный революционер», на слова И. Франко. В 1904 г. в Ки­еве Н. Лысенко была основана музыкально-драматическая школа, из стен которой вышло много дирижёров, певцов, исполнителей на народных инструментах, режиссёров, артистов. В 1913 г. эта школа была реорганизована в консерваторию. Одновременно во Львове по инициативе композитора А. Вахнянина был основан Высший музыкальный институт им. Н. Лысенко. Появление этих новых учебных заведений содействовало значительной активизации музыкальной жизни Украины. Наряду с ними активно популяризировали национальную музыкальную культуру украинские театры. Так, Киевский музыкально-драматический театр Н. Садовского в 1907-1915 гг. поставил около 15 опер и оперетт.

Непосредственным продолжателем традиций Н. Лысенко в музыкальной культуре стал К. Стеценко, который собирал, изучал, пропагандировал украинскую народную песню. Оригинальные композиции на основе народного фольклора создал Н. Леонтович. Монументальную кантату «Кавказ» на слова Т. Шевченко написал С. Людкевич. Он также организовал издание «Артистического вестника» – первого искусствоведческого журнала на украинском языке.

К вершинам мирового вокального искусства поднялась воспитанница Львов­ской консерватории Соломия Крушельницкая, совершенствовавшая своё мастерство в Милане. Она приобрела мировую славу как мастер пения бельканто. С. Крушельницкая пела на сценах ведущих театров мира: в Одессе, Петербурге, Варшаве, Риме, Париже, Милане. В её творческом репертуаре было около 60 оперных партий. За границей она пропагандировала также украинские народные песни, произведения украинских композиторов. Несмотря на свою мировую известность, певица выступала с концертами во Львове, Тернополе, Черновцах.