logo
Лекцуии по Украине 2-3 курс

1. Образование и наука

В истории украинской культуры начало XX в. было довольно плодотворным периодом. Благодаря значительным социальным, экономическим и политическим изменениям продолжали развиваться творческие силы, начало которым было положено отменой крепостного права и последующими реформами 1860-1870-х годов. Одновременно появились молодые талантливые художники, которые несмотря на наступление российского царизма, особенно после революции 1905-1907 гг. достигли больших успехов в творчестве. Развитие наблюдалось во всех областях национальной культуры и духовной жизни. Но как и в других регионах Российской империи этот процесс в Украине был чрезвычайно контрастным.

Уровень грамотности в Восточной Украине был невысоким, 70% населения не умели читать и писать, а в начальных, неполных средних и средних школах обучалось очень мало учеников. Так, в 1910 г. в Киевском учебном округе, в состав которого входили 5 губерний, образование получали только 10% детей школьного возраста. В 1914-1915 гг. на территории Приднепровской (Восточной) Украины насчитывалось 252 средние школы, в которых обучалось 140 тыс. учеников. В 27 высших учебных заведениях, в том числе трёх университетах – Киевском, Харьковском, Новороссийском – обучалось 35,2 тыс. студентов.

На западноукраинских землях состояние народного образования было ещё хуже. В начале XX в. неграмотными оставались 70-75%, а в горных районах почти 90% населения. 1/3 населения галицких сёл не имела начальных, а каждое шестое село вообще никаких школ; 150 тыс. детей школьного возраста вообще нигде не учились. В Галичине было 49 средних школ, и только в 4-х из них обучение велось на украинском языке. В Северной Буковине была только 1 украинская гимназия, а в Закарпатье в начальных школах обучение велось на венгерском языке.

В начале XX в. движение национальной интеллигенции за возрождение украинской школы способствовало появлению учебников на украинском языке. Так, в это время были напечатаны букварь Б. Гринченко, читанка А. Билоусенко, букварь и читанка Т. Лубенца, грам­матика украинского языка П. Зализного и Т. Шерстюка.

На всей территории Украины не было ни одного высшего учебного заведения, в котором преподавание велось бы на украинском языке, не было ни одной украинской школы, на содержание которой выделялись бы средства из государственного бюджета. Даже во время революции 1905-1907 гг. царское правительство запрещало преподавание в школах Украины на родном языке.

Во Львовском университете преподавание почти полностью осуществлялось на польском языке, в Черновицком – на немецком. При этом во Львовском университете в 1911 г. среди студентов украинцы составляли 21%, в Черновицком – 17,6%. Во Львовском политехническом институте украинцы составляли 4,4% от общего количества студентов. Особенно активно за чтение курсов лекций и проведение практических занятий по истории Украины, украинского языка и литературы в 1905-1907 гг. выступали студенты Киевского и Одесского университетов. Но после поражения революции чтение таких курсов было категорически запрещено. Возмущение общественности высших учебных заведений вызвала «милость» царских властей, по которой разрешалось преподавание «малороссийской словесности» исключительно на русском языке и в необязательном порядке.

Учёные Украины в начале XX в. достигли значительных результатов в развитии естественных наук и техники.

В Харьковском, а с 1902 г. в Киевском университетах плодотворно работал математик Д. Граве, основавший Киевскую алгебраическую школу, которая исследовала теорию групп. В развитие разных отраслей математики весомый вклад сделали харьковские учёные В. Стеклов, Д. Синцов. Основоположником Харьковской школы радиофизики являлся Д. Рожанский. По вопросам органической химии ценные труды опубликовал профессор Киевского университета С. Реформатский, а физической химии – ученик Н. Бекетова, профессор Харьковского университета И. Осипов.

Много учёных в Украине работало в области биологии и медицины. Киевскую школу зоологов основал известный морфолог Д. Северцев, который в 1902-1911 гг. работал в Киевском университете. В стенах этого учебного заведения эмбриолог и цитолог растений С. Наважин провёл ряд исследований в области ботаники. Известным ботаником-морфологом был профессор Харьковского университета В. Арнольди, который основал Харьковскую школу альгологов (раздел ботаники, изучающий водоросли). Большие достижения имели харьковские учёные В. Данилевский в эндокринологии, М. Тринклер – в хирургии, Л. Гиршлеин – в офтальмологии. Из­вестный украинский эпидемиолог Д. Заболотный первым в мировой практике открыл пути распространения чумы и предложил эффективные методы борьбы с ней. Вместе с М. Гамалией и В. Высоковичем он принимал участие в экспедициях по изучению чумы в Индии, Китае, Аравии и Месопотамии. В Индии (г. Бомбее) и работает бактериологический институт, основанный выходцем из Украины В. Хавкиным, который носит его имя.

На основе новейших теоретических знаний под руководством профессора М. Делоне активно действовало основанное в 1909 г. Киевское общество воздухоплавания. С ним были связаны известные конструкторы и лётчики Д. Григорович, И. Сикорский, П. Нестеров, Ф. Андерс и другие. Сикорский И. сконструировал первые в мире многомоторные самолёты «Русский витязь», «Илья Муромец», Д. Григорович – гидросамолёт. Всего в 1909-1912 гг. в Киеве было построено 40 исследовательских образцов новейших самолётов.

Основателем украинской школы доменщиков стал талантливый учёныё М. Курако. На металлургических заводах России и Украины он по собственным проектам добился сооружения доменных печей, которые не уступали лучшим западноевропейским образцам. Разработанная инженером Л. Лагутиным геологическая карта Донбасса была отмечена в 1911 г. золотой медалью на Всемирной выставке.

Ведущее место в украинской исторической науке в это время занимал М. Грушевский, который написал «Очерк истории украинского народа», «Иллюстрированную историю Украины». Учёный продолжал работать над изданием многотомной фундаментальной «Истории Украины-Руси». Грушевский М. последовательно отстаивал в своих трудах новую схему украинского исторического процесса. Его заслугой было создание научной школы историков, в которую входили М. Кордуба, С. Томашевский, О. Терлецкий, И. Крипьякевич.

В это же время в исторической науке плодотворно работали А. Ефименко, Н. Аркас, Д. Багалий, В. Барвинский, Д. Яворницкий. Так, А. Ефименко опубликовала на русском языке в Петербурге книгу «История украинского народа». Она была первой женщиной в Украине и России, которой в 1910 г. Харьковский университет присудил учёную степень почётного доктора исторических наук. В 1908 г. в Петербурге была опубликована популярная, доступная широкому кругу читателей «История Украины – Руси» Н. Аркаса. Весомый вклад в исследование истории Левобережной Украины внёс В. Барвинский, а Слободской Украины – Д. Багалий. Известным специалистом социально-экономической истории Франции был И. Лучицкий. Большой интерес научной общественности вызвали монографии о Киеве и крестьянском движении в Киевской губернии в начале XX в., изданные в 1904-1905 гг. В. Иконниковым.

Заметный след в развитии украинской этнографии и фольклора оставил в этот период В. Гнатюк. Плодотворно работал известный филолог, востоковед, историк А. Крымский, под редакцией которого в 1907-1909 гг. вышла трёхтомная «Украинская грамматика». Значительным событием в развитии украинского языкознания стало издание в это время «Украинско-российского словаря» В. Дубровского и четырёхтомного «Словаря украинского языка» под редакцией Б. Гринчеко.

Украинское научное общество, созданное в Киеве в 1907 г. по инициативе М. Грушевского координировало научные исследования и содействовало распространению знаний на родном языке. Его членами было издано в 1908-1918 гг. 18 томов «Записок Украинского общества в Киеве», 4 книги «Сборников естественно-технической секции», много научных и популярных трудов.