4. Промышленность
Ввиду конкуренции со стороны индустриальных западных провинций, неблагоприятной правительственной политики и узости местного рынка промышленность Галиции имела небольшие шансы для своего развития. Кроме того, не хватало капиталов. До 1890-х годов здесь не было коммерческих банков, еврейский капитал оборачивался в торговле и ростовщичестве, а богатые поляки предпочитали вкладывать деньги в землю. Как это ни парадоксально, сооружение железных дорог в Галиции, начавшееся в 1852 г., скорее сдерживало индустриальное развитие, чем способствовало ему.
До появления железных дорог местную промышленность — стеклодувную, текстильную и кожевенную — защищала от внешней конкуренции именно относительная изолированность провинции. Когда же по железной дороге сюда хлынул поток западных товаров, многие местные предприятия просто погибли. Большинство оставшихся имели ремесленный характер — в основном это были еврейские швейные и сапожные мастерские. Крупные предприятия занимались в основном лесоразработкой (их развитию способствовали наличие больших лесных массивов и потребность в строительных материалах на Западе). В восточной Галиции в 1890 г. насчитывалось 56 паровых и 77 водяных лесопилен. Развивались в крае также пищевое, пивоваренное, табачное производства.
Слаборазвито было металлургическое и машиностроительное производства. В 1890 г. в Восточной Галиции существовали лишь 4 металлургических предприятия, где работало лишь 70 человек. В Северной Буковине машиностроительная промышленность лишь зарождалась. В связи с развитием железнодорожного транспорта в Львове возникли большие мастерские по ремонту паровозов и вагонов, которые занимались, в том числе и производством оборудования для предприятий. Власти Австрийской империи вели в крае железнодорожное строительство лишь исходя из военно-стратегических соображений.
Впрочем, к 1890-м годам появились признаки сдвигов. В предыдущее десятилетие были основаны три банка, ставшие основой для финансирования крупных промышленных проектов. Польские магнаты, такие, например, как князь Анджей Любомирский, добивались в Вене поддержки промышленного развития, а в 1901 г. была создана ассоциация владельцев фабрик. В 1870—80-е годы в районах Дрогобыча и Борислава быстро развивалась нефтедобыча, финансируемая в основном австрийским и английским капиталом. До первой мировой войны нефтепродукты из Галиции составляли 5 % их мировой добычи.
Медленно, но верно, рос пролетариат: к 1902 г. в провинции насчитывалось около 230 тыс. постоянных и сезонных рабочих. Из них 18 % были украинцы, 24 % — евреи, остальные — поляки. Как и в российской Украине, этот очень «молодой» слой сохранял сильные связи с селом, и многие украинские и польские рабочие возвращались к сельскому хозяйству, отработав часть года в промышленности. Впрочем, эти изменения шли очень постепенно и по масштабам были весьма скромными, поэтому в экономическом отношении западно-украинские земли все еще значительно отставали от других провинций империи.
- Крестьянская реформа 1861 г. В дореволюционной и советской историографии
- Отмена крепостного права в Украинских губерниях: общее и особенное
- Реформы 1863–1874 гг. В Украине
- Лекция 2. Социально-экономическое развитие украинских губерний в 60–90 гг. XIX в. План:
- 2. Промышленность и транспортная инфраструктура украинских губерний
- 3. Новые социальные группы украинского общества: генезис и особенности формирования
- 4. Урбанизационные процессы в украинских губерниях.
- Лекция 3. Общественно-политическое движение в Украине в 60–90-е. Гг. XIX в. План:
- Украинские громады и официальная политика царизма в первые пореформенные десятилетия.
- 1. Украинские громады и официальная политика царизма
- 2. Кризис украинофильства в 90-е гг. XIX в.
- 3. Драгоманов и возникновение украинского социализма
- 4. Русское революционное движение в Украине
- Лекция 4. Социально-экономическое положение западноукраинских земель в составе Австро-Венгерской империи во второй половине XIX в. План:
- Население украинских земель империи Габсбургов и его положение
- 2. Крестьянство Восточной Галиции, Закарпатья и Буковины
- 3. Города и торговля
- 4. Промышленность
- Лекция 5. Общественно-политические изменения в Западной Украине План:
- Усиление польского влияния в Галичине в середине XIX в.
- «Москвофильство»
- Народовцы
- Деятельность социалистов (м.П. Драгоманов, м.И. Павлык, и.Я. Франко)
- Лекция 6. Украинская культура во второй половине
- Общая характеристика состояния пореформенной культуры
- Развитие образования в Украине
- Научные достижения.
- 5. Развитие украинской литературы
- 5.Украинский театр
- 2. Развитие украинского национального движения
- 3. Украина накануне и в годы российской революции 1905-1907 гг.
- 4 Украинские земли в 1907-1914 гг.
- Лекция 8. Западноукраинские земли в составе
- Австро–Венгерской империи в начале XX в.
- 1 Социально-экономическое развитие
- 2 Общественно-политическая жизнь
- 3 Украинское национальное движение
- Лекция 9. Украинская культура в начале XX в. План:
- 1. Образование и наука
- 2. Литература
- 3. Театральное искусство и музыка
- 4 Изобразительное искусство и архитектура
- Лекция 10. Украина в годы первой мировой войны План:
- 1. Украинский вопрос в предвоенных международных отношениях
- 2. Отношение к войне различных политических партий в Украине
- 4.Военные действия на украинских землях в 1914-1916 гг.
- Политика российских, австро-венгерских и немецких властей на украинских землях
- Лекция 11. Украинская национально-демократическая революция План:
- 1 Образование Украинской Центральной Рады
- 2. Первый и второй Универсалы
- Третий Универсал и провозглашение Украинской Народной Республики
- Борьба за власть в Украине в конце 1917 – начале 1918 года