logo search
На сортировку / 2 / Тарих / тарих 2 / Ответы по истории

34. Распространение ислама на территории казахстана

На территорию Средней Азии и Казахстана ислам начинает проникать во второй половине VII в., в период правления первого омейядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна, начавшего завоевание Мавераннахра, где находились города Самарканд, Бухара, Шаш, Насаф, Кеш, Хорезм, Мерв, Ходжент, Баласагун, Узгент и Виса. Сам процесс установления ислама в Казахстане был длительным и сложным. В IX в. в результате саманидских завоеваний были исламизированы карлуки, прежде исповедовавшие несторианство. В 893 г. на месте разрушенной несторианской церкви в Таразе возвели мечеть. С этого времени карлукская знать, а вслед за ней и все население принимают ислам.

Укрепление позиций ислама происходит при Караханидах (Х-ХII вв.). Историки отмечают, что после 960 г. разгорается длительная "борьба за веру" Караханидов против своих "неверных" соседей на севере и востоке, отраженная в героических сказаниях о сражениях гази с язычниками. Однако первоначально ислам утверждается, главным образом, в городах, среди оседлого населения.Особая роль в распространении ислама среди кочевников Средней Азии и Казахстана принадлежит Ходжи Ахмеду Яссауи (Хазрет-Султан-ал-Арифин) (1103-1166/67), который среди тюркских мусульман считается вторым святым после Мухаммеда, а город Туркестан, где он проповедовал, - малой Меккой.Исторические источники говорят о том, что учителями Ахмеда Яссауи были шейхи-суфии. Его считают одним из первых последователей Абу Якуба Юсуф-ал-Бузенджирди ал-Хамада-ни (Юсуф Хамаданский) [ум. в 1140 г. и похоронен в окрестностях бывшего Мерва, ныне г. Мары]. Некоторое время Ахмед Яссауи был главой бухарской общины суфиев, но, в основном, его проповедническая деятельность проходила в городе Ясы (Туркестан). Перу Яссауи принадлежит знаменитое сочинение "Хикмат" ("Премудрость"), написанное на тюркском (чагатайском) языке. В 1996 г. издан перевод "Хикмата" на казахском языке.Яссауи был основателем и руководителем дервишского ордена, принявшего его имя. Иначе орден назывался Ходжагомы и Джахрия-и-Султанийя. Этот орден сыграл большую роль в распространении ислама среди тюркских племен. Учение Яссауи послужило основой для появления таких крупных суфийских орденов, как Бекташийа и Накшбандиа. О высоком духовном авторитете Хазрет-Султана свидетельствует и величественный архитектурный комплекс, построенный на его могиле по приказу Тимура.Укреплению позиций ислама способствовало принятие мусульманства Золотой Ордой. Этот процесс начался при хане Берке (1255-1266). В 1283 г. ислам принимает хан Тудеменгу, а за ним хан Узбек. Еще более усиливаются позиции ислама в XIV в. при Тимуре.В дальнейшем укрепление позиций ислама на территории Казахстана происходило благодаря деятельности миссионеров из арабских государств.

36. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПАДА МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИСо второй половины XIV века Золотую орду начали ослаблять центробежные силы. С 1357 года по 1380 на престоле сменилось два с половиной десятков ханов. В 1380 году ханом становится Мамай, который был разбит на Куликовом поле русскими войсками под предводительством Дмитрия Донского. Тохтамыш воспользовавшись поражением Мамая, захватил власть в Золотой Орде. Пытаясь укрепится на троне, сжигает Москву. В свою очередь, эмир Тимур предпринял несколько опустошительных набегов на Золотую Орду, нанес ей удар от которого она не смогла оправится. К середине XV века Золотая Орда перестала существовать. В результате распада Золотой Орды на территории Казахстана появились такие государства как: Ак-Орда, Кок-Орда, Ногайская Орда, Золотая Орда.