logo search
история политических и правовых учений упп

4.4. Г. Гроций о видах права, о понятии и предписаниях естественного права, о происхождении государства

Голландский юрист Гуго Гроций (де Грот) (1583-1645) под воздействием буржуазной революции в Нидерландах напи­сал свои знаменитые труды «Свободное море» (1609), «О пра­ве войны и мира в 3 книгах» (1625). В учении Г. Греция видны истоки нарождающегося юридического мировоззрения, кроме того, его считают во многом основателем современной доктри­ны международного права.

По Г. Гроцию, государство должно обеспечивать общую пользу, являясь союзом свободных людей. Государство — со­знательная деятельность людей, результат общественного до­говора, что противопоставлялось Г. Гроцием теологической кон­цепции богоустановленности государства. Государство — основа длящихся отношений власти и подчинения. Верховная государ­ственная власть, обладающая государственным суверенитетом, издает законы, осуществляет правосудие, назначает должност­ных лиц и руководит ими, взимает налоги, решает вопросы вой­ны и мира, заключает международные договоры.

Государство обязано признавать и охранять частную соб­ственность своих граждан.

Г. Гроций осуждал агрессивные захватнические войны. Во время войны Г. Гроций требовал щадить женщин, стариков, во­еннопленных. В международных отношениях все решает не сила, а договор, считал Г. Гроций.

Г. Гроций не был согласен с концепцией народного сувере­нитета, считая более важной волю государства, нежели граждан. Носителем государственного суверенитета могут являться либо одно лицо (монарх), либо несколько лиц (парламент). Без согла­сия правителей народ не может изменить форму правления.

Г. Гроций первым из западно-европейских политических и правовых мыслителей раннего Нового времени изложил концеп­цию естественного права. По Г. Гроцию, право основано преж­де всего не на воле Бога, а на природе человека. У людей есть стремление к мирному общению (здесь Г. Гроций рассуждает в духе Аристотеля), которое организовано согласно разуму. Это стремление к общению и есть источник права, независимый от положительного (позитивного) права, выводил Г. Гроций. Право стремится к самой природе человека и не зависит от законов, установленных у различных народов.

Принципы естественного права (по Г. Гроцию):

1. Не трогать чужого добра.

2. Возвращать то, что нам не принадлежит.

3. Исполнять обещания.

4. Вознаграждать за причиненный вред.

5. Воздаяние людям заслуженного наказания.

В любом случае право соответствует природе общественно разумных существ, т.е. людей, писал Г. Гроций.

Что касается установленного (позитивного) права, не явля­ющегося естественным, то тут Г. Гроций выделяет Божествен­ное и человеческое право.

Источником позитивного (человеческого) права является воля людей. Человеческое право Г. Гроций подразделяет на внутригосударственное и международное (jus gentium).

Но выше всего в иерархии остается, конечно, естественное право, которое никем не может быть нарушено или изменено.