2.3. Сократ о государстве и праве
Знаменитый древнегреческий мыслитель Сократ (около 470-399 до н.э.) полагал, что править должны знающие. По обвинению в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» Сократ был приговорен афинским судом к смерти, приговор был приведен в исполнение — Сократ выпил яд цикуты, хотя мог бежать из тюрьмы.
Идеалом Сократа являлась аристократия мудрых. Настоящее знание, по Сократу, нужно получать не от учителя, а путем углубленного самопознания.
Требование Сократа «править должны знающие» относится ко всем политическим формам: «Цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править».
Подобный политический идеал правления знающих критически расходился с принципами как демократии, так и родовой аристократии, олигархии и тирании. Особо резко критиковал Сократ тиранию.
В плане практической политики сократовский идеал правления означал, что Сократ обосновывает принцип компетентности правления, а в плане теоретическом — попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.
В основе характеристики различных форм государства лежал выдвинутый Сократом принцип законности. В вопросе о форме правления в государстве Сократ различает царство и тиранию, аристократию и олигархию, правильную демократию и неправильную демократию. Первая из форм правления в каждой паре — правильная, а вторая — неправильная. Эта классификация впоследствии (в переработке Аристотеля) стала классической.
В качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ расценивал аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические в то время Фивы и Мегары.
Отрицательно Сократ относился к «крайней» демократии в родном полисе, при господстве которой Афины потерпели поражение от Спарты в Пелопонесской войне и потеряли свои ведущие позиции во всей Элладе. Сократ не верил в эффективность демократии, результативность деятельности народного собрания как высшего руководящего государственного органа. Если, говорил Сократ, невозможно исполнять «установления предков», то, по крайней мере, следует подражать «тем, которые в настоящее время считаются первыми», т.е. преуспевающей аристократической Спарте. Основные отступления сложившихся в Афинах общественно-политических порядков от разумных начал Сократ видел в тяге своих сограждан к стяжательству и в некомпетентности демократического правления.
Сократ первым выдвинул принцип законности, и сам его в жизни и даже смерти всегда принципиально придерживался. Законность, по мнению Сократа, состоит в том, чтобы подчиняться законам своего государства. Свобода, по Сократу, — это прекрасное и величественное достояние и для человека, и для государства. Все законы взаимозависимы, так как обусловлены божественным первоисточником. Перед законом должны быть равны и правители, и подданные.
Многие видят в учении Сократа предпосылки договорной теории взаимоотношений гражданина и полиса, но стороны в таком договоре не равны, государство явно преобладает. Государство и издаваемые мм законы являются высшими родителями, воспитателями и повелителями для своих граждан.
- Федеральное агентство по образованию московский государственный университет технологий и управления (образован в 1953 году)
- Аминов и.И., Дедюхин к.Г.
- Москва –2005
- Введение
- Тема 1. Предмет истории политических и правовых учений
- Тест по теме 1
- Тема 2. Политические и правовые учения в древнем мире
- 2.1. Теологическая концепция власти в странах древнего мира
- 2.2. Древнегреческие софисты о государстве и праве
- 2.3. Сократ о государстве и праве
- 2.4. Платон о государстве и праве диалоги «государство» и «законы»
- 2.5. Аристотель о формах государства
- 2.6. Римские юристы о государстве и видах права. Цицерон
- Тест по теме 2
- Тема 3. Политические и правовые учения в феодальном обществе
- 3.1. Проблемы государства и права в религиозном мировоззрении раннего западно-европейского средневековья
- 3.2. Учение фомы аквинского о видах законов, об элементах
- 3.3. Критика теократических идей в учении марсилия падуанского
- 3.4. Проблемы государства и права в идеологии средневековых ересей
- 3.5. Политико-правовая идеология арабского востока
- 3.6. Становление политико-правовой идеологии в древнерусском государстве
- 3.7. Основные направления политико-правовой идеологии в период становления и развития московского царства
- Тест по теме 3
- Тема 4. Политические и правовые учения в европе в период ранних антифеодальных революций
- 4.1. Макиавеллизм
- 4.2. Ж. Боден о суверенитете государственной власти и о формах государства
- 4.3. Политико-правовые идеи раннего социализма: т. Мор и т. Кампанелла
- 4.4. Г. Гроций о видах права, о понятии и предписаниях естественного права, о происхождении государства
- 4.5. Развитие политико-правовой идеологии в произведениях индепендентов, левеллеров, диггеров в период английской буржуазной революции
- 4.6. Политико-правовые взгляды т. Гоббса
- 4.7. Учение дж. Локка о правах человека, о происхождении и задачах государства, о разделении властей
- 4.8. Политико-правовые учения в россии в период укрепления самодержавия и крепостничества: ф. Прокопович, в.Н. Татищев
- Тест по теме 4
- Тема 5. Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.)
- 5.1. Политико-правовые воззрения вольтера
- 5.4. Основные направления политико-правовой идеологии в сша в период борьбы за независимость
- 5.5. Политические и правовые учения в россии второй половины XVIII в.
- 5.6. Революционно-демократическое учение а.Н. Радищева
- Тест по теме 5
- Тема 6. Политические и правовые учения в странах европы в период становления и развития гражданского общества (конец XVIII — первая половина XIX в.)
- 6.1. Учение и. Канта о праве и государстве
- 6.2. Проект вечного мира и. Канта
- 6.3. Учение г. Гегеля о государстве и праве
- 6.4. Политико-правовые идеи м.М. Сперанского
- 6.5. Политико-правовые идеи н.М. Карамзина и консервативная традиция в русской политико-правовой мысли
- 6.6. Охранительная политико-правовая идеология в россии XIX в.
- 6.7. Политические идеи западников и славянофилов
- Тест по теме 6
- Тема 7. Политические и правовые учения в странах европы во второй половине XIX в.
- 7.1. Правовое учение р. Иеринга
- 7.2. Политико-правовая идеология солидаризма
- 7.3. Политико-правовые взгляды б.Н. Чичерина
- Тест по теме 7
- Тема 8. Политические и правовые учения XX в.
- 8.1. Политическая теория большевизма
- Тест по теме 8
- Тест по дисциплине
- Список рекомендуемой литературы
- История политических и правовых учений Учебно-практическое пособие