logo
история политических и правовых учений упп

3.2. Учение фомы аквинского о видах законов, об элементах

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, О СООТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА

Фома Аквинский (1225 или 1226-1274), философ и те­олог, доминиканец, является крупнейшим представителем сред­невековой схоластики, его основной задачей было доказывание истинности догматов религиозного учения римско-католической церкви. Фома Аквинский воспринял идеи Аристотеля, направив их на служение церкви. Его перу принадлежат такие сочинения, как «О правлении князей», «Сумма теологии», «Комментарии к «Политике» Аристотеля», «Комментарии к «Этике» Аристотеля», «Сумма против язычников».

Фома Аквинский считал, что разум должен быть подчинен вере.

Фома Аквинский, защищая интересы духовных феодалов, как и Августин Блаженный, подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские грехи, справедливость сословного разде­ления общественной структуры.

Аристотель видел задачу государства во всеобщем благе граждан, Фома Аквинский внес в это церковный элемент, счи­тая, что государство должно прежде всего охранять веру, като­лическую церковь.

При столкновении интересов церкви и государства Фома Аквинский допускал возможность народного антиправитель­ственного восстания против богомерзкого режима. Следуя за апостолом Павлом, Фома Аквинский утверждал Божественную сущность государственной власти, но не конкретного отдельно­го правителя, который вполне может быть греховен. Государ­ственная власть распространяется только на земные дела. Цер­ковная власть решает духовные дела, светским государям сле­дует ей подчиняться, так как римский папа есть наместник Бога на земле. Это, так сказать, доведенная до логического конца и творчески переработанная идея Августина Блаженного о двух градах. Фома Аквинский резко выступал против еретиков, допус­кая даже их казнь. Поэтому Фома Аквинский оправдывал необ­ходимость инквизиции.

Вслед за Аристотелем Фома Аквинский выделял три пары форм государства (в каждой по справедливой и несправедливой): монархия — тирания, аристократия — олигархия, полития —де­мократия.

Наиболее естественной формой правления Фома Аквинский считает монархию, монарх должен олицетворять весь народ и заботиться о нем. Республиканскую форму правления Фома Аквинский не любил за разнообразие источников и форм вла­ствования, от которого недалеко и до греха.

Фома Аквинский считал право издания общеобязательных законов основным признаком государственной власти. Вместе с тем он подразделял законы на следующие категории:

1. Вечный закон — главный, управляющий миром и естествен­ными склонностями живых существ Божественный разум.

2. Естественный закон — отражение вечного закона во всех жи­вых существах, фундамент позитивного права, заключающий­ся в законах природы и морали.

3. Человеческий закон — позитивное право, основанное на ес­тественном праве и расширяющее его трактовки. Однако иног­да человеческий закон, с сожалением отмечает Фома Аквин­ский, не совпадает с нормами естественного закона.

4. Божественный закон — Священное Писание. Нарушение любого закона наказуемо, подчеркивал Фома Ак­винский. Теперь понятно, что, говоря о законотворчестве государ­ственной власти, Фома Аквинский подразумевал лишь возмож­ность издания светскими государями норм человеческого закона, а никак не вечного, естественного или Божественного закона.

Фома Аквинский сформулировал 5 доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина и конечная цель сущего. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума (что, в частности, выразилось в признании естественного и человеческого законов), Фома Аквин­ский тем не менее утверждал, что природа завершается в Бо­жественной благодати, разум — в вере.

Римско-католической церковью Фома Аквинский был объяв­лен святым, а его учение (томизм) — единственно истинной философией католицизма.