logo
история политических и правовых учений упп

6.6. Охранительная политико-правовая идеология в россии XIX в.

Охранительная политико-правовая идеология в России XIX в. была представлена прежде всего мыслителями консер­вативного толка, начиная с Н.М. Карамзина.

Охранительная политико-правовая идеология выступала за сохранение существующего порядка вещей (статус-кво), т.е. са­модержавной монархии.

В царствование Николая I выражением охранительной поли­тико-правовой идеологии стала триада «православие, самодер­жавие, народность», сформулированная в 1834 г. министром народного просвещения и президентом Петербургской академии наук графом С.С. Уваровым (1786-1855).

В конце XIX в. основным выразителем охранительной поли­тико-правовой идеологии в России стал обер-прокурор Синода (1880-1905) Константин Петрович Победоносцев (1827-1907). Он обучал правоведению Александра III и Николая II, когда они еще были наследниками престола (как М.М. Сперанский — Александра II).

К.П. Победоносцев, как и М.М. Сперанский, развивает пат­риархальную теорию происхождения государства. Человек по природе своей социален, ищет общения, констатирует К.П. По­бедоносцев. Как и все консерваторы, он отвергает концепцию общественного договора. Вслед за Аристотелем и М.М. Сперан­ским утверждает, что для реализации своей потребности в об­щении человек вначале создает семью, которая, разрастаясь (через промежуточные стадии), эволюционирует в государство. Объясняя иерархический принцип человеческого взаимодей­ствия, К.П. Победоносцев подчеркивает, что власть рождается вместе с обществом. Потребность во власти коренится в душе человека наряду с потребностью в общении. Верховная власть в государстве должна быть олицетворением власти родитель­ской для подданных. К.П. Победоносцев был убежден, что ос­новой монархии является крепкий семейственный быт, патриархальная структура общества, так как именно в крепкой семье прививаются навыки властвования и повиновения. Разрушение патриархальной структуры общества приводит к установлению вредного республиканского строя, этому же способствует дого­ворная Теория политогенеза (происхождения государства), ос­нованная на индивидуализме. Договорная теория разрушает авторитет власти во всех сферах общественной жизни, приво­дя к дезорганизации существующих в обществе отношений вла­сти и подчинения.

К.П. Победоносцев был убежден: чтобы быть справедливой, власть должна основываться на всеми признаваемом, объектив­ном и справедливом начале, т.е. нравственном законе, отражен­ном в совести каждого индивида, источником которого являет­ся Бог. Носитель верховной власти (монарх) должен подчинять свою деятельность нравственному закону. На таком общепримиряющем начале может быть основана исключительно монар­хия. Повсеместный процесс разрушения монархий и установле­ния республиканского строя К.П. Победоносцев объясняет нрав­ственными причинами: отступлением власти и народа от следования нравственному закону. Демократию К.П. Победонос­цев именует «великой ложью нашего времени», в одноименной работе он утверждает, что демократия основана на лжи. Субъек­том монархии является существо нравственное, а субъектом демократии является человек лишь как пустая физиологическая реальность, без всякого нравственного содержания.

Главным субъектом, творящим право, К.П. Победоносцев считает народ (коллективный субъект, действующий в истории), т.е. его можно считать приверженцем социологического типа правопонимания. Своеобразие формы правовой культуры в ис­тории создает народный дух, объективный и надличностный. Как и М.М. Сперанский, К.П. Победоносцев указывает на органич­ность развития права от простого к сложному. Право рождает­ся, развивается и исчезает вместе с народом.

С помощью своей органической теории К.П. Победоносцев обосновывает неэффективность внешнего реформирующего воз­действия на существующие правовые формы, в том числе заим­ствований из других правовых систем. В таком случае прерывает­ся органическое развитие права, может быть разрушена согласо­ванность права как единой социальной системы. Законодатель не должен выдумывать закон, он должен лишь отражать в процессе законотворчества результаты органического развития права.

Только нравственная заповедь способна сообщить формаль­ному содержанию закона действительную социальную значи­мость и обязательность для христианской совести.