logo
история политических и правовых учений упп

4.1. Макиавеллизм

Одним из первых политико-правовых теоретиков новой эпохи был итальянский государственный деятель Никколо Ма­киавелли (Макьявелли) (1469-1527), итальянский политический мыслитель, историк и писатель оставивший после себя следу­ющие значительные труды: «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия», «Государь» (или «Князь», или «О принцепсе», на­писано в 1518 г., впервые издано в 1532 г.), «О военном искус­стве», «История Флоренции». Н. Макиавелли выступал за спло­чение раздробленных итальянских земель в единое государство. Учение Н. Макиавелли свободно от теологии, многое восприня­ло из античных источников.

Природа человека, по Н. Макиавелли, — единая и неизмен­ная, у всех народов существуют единые стремления и страсти, которые политику следует изучить и использовать в своих инте­ресах. Важнейшие черты любого человека: властолюбие и коры­столюбие. Люди всегда неблагодарны, трусливы, лживы, лице­мерны, завистливы, непостоянны. Способности людей ограниче­ны, а желания неуемны. Люди всегда недовольны настоящим и хвалят прошлое. Люди подражают порокам, а не достоинствам, — неумолимо заключал Н. Макиавелли. Мудрый политик должен учитывать свойства человеческой природы, игнорируя при этом принципы морали.

Н. Макиавелли отделяет политику от морали. Он подчерки­вает, что все поступки основателей государств, завоевателей и узурпаторов не нужно рассматривать с точки зрения морали и права, нужно учитывать исключительно достигнутые ими резуль­таты. Лозунг его политики: цель оправдывает средства. Н. Ма­киавелли пытается обосновать несовместимость политических и моральных норм. Государства создаются и охраняются как при помощи военной силы, так и посредством хитрости, коварства и обмана, — считал Н. Макиавелли.

С врагами Н. Макиавелли призывал бороться двумя спосо­бами: законами или силой.

Образцом государства Н. Макиавелли считал античную рес­публику (скажем, Афинскую или Римскую), где, как он полагал, все было приспособлено к человеку. Цель нормального государ­ства: обеспечение благ свободы, чтобы каждый человек мог свободно пользоваться своим имуществом, не страшиться за своих жен и детей, только тогда государство в целом будет про­цветать. Заботясь о своем собственном благополучии, люди обеспечивают общественное и государственное процветание.

Государство (независимо от конкретной формы) рассматри­вается Н. Макиавелли как отношения между правительством и подданными, которые могут опираться либо на любовь, либо на страх подданных. При этом любовь не должна перерастать в презрение, а страх — в ненависть.

Н. Макиавелли указывает на ряд положений, способству­ющих правильному управлению государством. Рекомендации Н. Макиавелли основываются на исследовании природы чело­века. Основы государства — безопасность личности и незыбле­мость собственности. Мудрый правитель не должен посягать на имущество своих подданных, так как это обязательно вызовет у них ненависть, Н. Макиавелли пишет по этому поводу: «Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства». Указан­ные основы могут быть обеспечены только при республиканском строе.

Основные формы государства (по Н. Макиавелли) — это мо­нархия (княжество) и республика. В республике управлять одно­временно должны представители народа и знати, глава государ­ства должен быть выборным. Таким образом удачно сочетаются интересы демократии, аристократии, монархии. Республика луч­ше приспосабливается к обстоятельствам времени. В республи­ках наиболее возможно осуществлять политическую свободу по­средством городского самоуправления, где власть должна при­надлежать городскому патрициату. В республике не нужно бояться злоупотреблений должностных лиц, так как они переиз­бираются. В республике лучше осуществляется принцип фор­мально-правового равенства граждан, так как все феодальные сословные привилегии должны быть отменены. При избрании должностных лиц народ обычно делает более правильный выбор, чем монарх. Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем необузданный тиран, подчеркивает Н. Макиавелли.

Особенно большое значение Н. Макиавелли придает законо­дательству, позитивному праву, приводя в пример мудрые спар­танские законы Ликурга. При законности гарантирована общест­венная безопасность. Право — орудие власти, выражение силы.

Главная забота любого правителя — война, военная орга­низация и военная наука. Вообще говоря, по Н. Макиавелли, война — единственная и исключительная обязанность монарха.

Н. Макиавелли одним из первых выступает против наемных войск, подчеркивая необходимость и неизбежность создания национального ополчения.

Н. Макиавелли выступал за единое централизованное наци­ональное (итальянское) светское государство. По его мнению, объединению Италии в то время мешали церковь (амбиции пап­ской власти) и дворяне.

Н. Макиавелли считал, что религия — важное средство по­литики, так как она помогает воздействовать на умы и нравы людей. Поэтому умные правители и законодатели всегда ссы­лаются на волю богов, — верно подмечает Н. Макиавелли. Хо­рошая религия помогает создать армию. Государство должно ис­пользовать религию как подходящий инструмент для руковод­ства людьми, — резюмировал он.

При этом Н. Макиавелли был глубоко светским мыслителем, он рационалистически освобождал политико-правовую мысль от влияния религии и теологии.

Хотя сам он и склонялся к демократической республике, однако понимал, что в современной ему политической ситуации в Италии этот идеал недостижим. Поэтому считал, что для на­чала страну от иностранных наемников, мелких тиранов и мно­гочисленных ненужных дворян должен освободить чрезвычай­ный единоличный правитель. Правлению одного человека посвя­щена книга Н. Макиавелли «Государь».

Государь должен уподобиться льву и лисе. Н. Макиавелли считает, что государственный деятель не должен быть верен своему слову, договоренностям, обещаниям. Идеал государ­ственного деятеля для Н. Макиавелли — его современник гер­цог Чезаре Борджиа (Борджа). Для укрепления и расширения государства правитель должен решаться на великие и виртуоз­ные злодейства. Единственный критерий оценки деятельности правителя — укрепление государства и расширение его границ. Цель оправдывает средства, даже аморальные, в этом был убежден Н. Макиавелли. При этом все вероломства и жестоко­сти должны совершаться так, чтобы не подрывать авторитет верховной власти. Недовольных людей надо либо истреблять, либо ласкать, при этом жестокость лучше, чем милосердие, под­черкивает Н. Макиавелли. Для государя лучше скупость, чем щедрость. Людям лучше внушать страх, чем любовь При этом все обиды и жестокости нужно учиться учинять разом, а благо­деяния — растягивать, чтобы лучше запоминалось. Дела, не угодные подданным, следует поручать другим (т.е. подчиненным, чиновникам). Нужно внимательно следить за обстановкой, скла­дывающейся конъюнктурой. Правитель должен притворяться перед народом носителем нравственных и религиозных добродетелей. Лисью натуру правителя следует лицемерно скрывать. Самое главное для государя — создать себе славу великого человека, сконструировать себе культ личности.

Некоторые исследователи пытались противопоставить два основных труда Н. Макиавелли: «Государь» (где он описывает политическое единовластие сильного и коварного монарха) и «Размышления на первую декаду Тита Ливия» (где он выступа­ет апологетом республиканского строя). На самом деле они вполне состыковываются. Как уже отмечалось, Н. Макиавелли подчеркивал, что лучше, конечно, свободная республика, но в современных условиях предпочтительнее объединять Италию именно единоличному правителю (государю, князю, принцепсу).

В отдельных идеях и теоретических построениях последо­вателями Н. Макиавелли можно назвать Б. Спинозу, Ж.-Ж. Рус­со, других политических и правовых мыслителей, в том числе современных.

Н. Макиавелли — символ политического коварства и бесприн­ципности. Его советам следовали такие деятели, как кардинал Ри­шелье, император Наполеон I Бонапарт, дуче Б. Муссолини и др. В.И. Ленин называл Н. Макиавелли «умным писателем по госу­дарственным вопросам». Термин «макиавеллизм» употребляет­ся для обозначения политики, пренебрегающей нормами морали.