4.1. Макиавеллизм
Одним из первых политико-правовых теоретиков новой эпохи был итальянский государственный деятель Никколо Макиавелли (Макьявелли) (1469-1527), итальянский политический мыслитель, историк и писатель оставивший после себя следующие значительные труды: «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия», «Государь» (или «Князь», или «О принцепсе», написано в 1518 г., впервые издано в 1532 г.), «О военном искусстве», «История Флоренции». Н. Макиавелли выступал за сплочение раздробленных итальянских земель в единое государство. Учение Н. Макиавелли свободно от теологии, многое восприняло из античных источников.
Природа человека, по Н. Макиавелли, — единая и неизменная, у всех народов существуют единые стремления и страсти, которые политику следует изучить и использовать в своих интересах. Важнейшие черты любого человека: властолюбие и корыстолюбие. Люди всегда неблагодарны, трусливы, лживы, лицемерны, завистливы, непостоянны. Способности людей ограничены, а желания неуемны. Люди всегда недовольны настоящим и хвалят прошлое. Люди подражают порокам, а не достоинствам, — неумолимо заключал Н. Макиавелли. Мудрый политик должен учитывать свойства человеческой природы, игнорируя при этом принципы морали.
Н. Макиавелли отделяет политику от морали. Он подчеркивает, что все поступки основателей государств, завоевателей и узурпаторов не нужно рассматривать с точки зрения морали и права, нужно учитывать исключительно достигнутые ими результаты. Лозунг его политики: цель оправдывает средства. Н. Макиавелли пытается обосновать несовместимость политических и моральных норм. Государства создаются и охраняются как при помощи военной силы, так и посредством хитрости, коварства и обмана, — считал Н. Макиавелли.
С врагами Н. Макиавелли призывал бороться двумя способами: законами или силой.
Образцом государства Н. Макиавелли считал античную республику (скажем, Афинскую или Римскую), где, как он полагал, все было приспособлено к человеку. Цель нормального государства: обеспечение благ свободы, чтобы каждый человек мог свободно пользоваться своим имуществом, не страшиться за своих жен и детей, только тогда государство в целом будет процветать. Заботясь о своем собственном благополучии, люди обеспечивают общественное и государственное процветание.
Государство (независимо от конкретной формы) рассматривается Н. Макиавелли как отношения между правительством и подданными, которые могут опираться либо на любовь, либо на страх подданных. При этом любовь не должна перерастать в презрение, а страх — в ненависть.
Н. Макиавелли указывает на ряд положений, способствующих правильному управлению государством. Рекомендации Н. Макиавелли основываются на исследовании природы человека. Основы государства — безопасность личности и незыблемость собственности. Мудрый правитель не должен посягать на имущество своих подданных, так как это обязательно вызовет у них ненависть, Н. Макиавелли пишет по этому поводу: «Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства». Указанные основы могут быть обеспечены только при республиканском строе.
Основные формы государства (по Н. Макиавелли) — это монархия (княжество) и республика. В республике управлять одновременно должны представители народа и знати, глава государства должен быть выборным. Таким образом удачно сочетаются интересы демократии, аристократии, монархии. Республика лучше приспосабливается к обстоятельствам времени. В республиках наиболее возможно осуществлять политическую свободу посредством городского самоуправления, где власть должна принадлежать городскому патрициату. В республике не нужно бояться злоупотреблений должностных лиц, так как они переизбираются. В республике лучше осуществляется принцип формально-правового равенства граждан, так как все феодальные сословные привилегии должны быть отменены. При избрании должностных лиц народ обычно делает более правильный выбор, чем монарх. Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем необузданный тиран, — подчеркивает Н. Макиавелли.
Особенно большое значение Н. Макиавелли придает законодательству, позитивному праву, приводя в пример мудрые спартанские законы Ликурга. При законности гарантирована общественная безопасность. Право — орудие власти, выражение силы.
Главная забота любого правителя — война, военная организация и военная наука. Вообще говоря, по Н. Макиавелли, война — единственная и исключительная обязанность монарха.
Н. Макиавелли одним из первых выступает против наемных войск, подчеркивая необходимость и неизбежность создания национального ополчения.
Н. Макиавелли выступал за единое централизованное национальное (итальянское) светское государство. По его мнению, объединению Италии в то время мешали церковь (амбиции папской власти) и дворяне.
Н. Макиавелли считал, что религия — важное средство политики, так как она помогает воздействовать на умы и нравы людей. Поэтому умные правители и законодатели всегда ссылаются на волю богов, — верно подмечает Н. Макиавелли. Хорошая религия помогает создать армию. Государство должно использовать религию как подходящий инструмент для руководства людьми, — резюмировал он.
При этом Н. Макиавелли был глубоко светским мыслителем, он рационалистически освобождал политико-правовую мысль от влияния религии и теологии.
Хотя сам он и склонялся к демократической республике, однако понимал, что в современной ему политической ситуации в Италии этот идеал недостижим. Поэтому считал, что для начала страну от иностранных наемников, мелких тиранов и многочисленных ненужных дворян должен освободить чрезвычайный единоличный правитель. Правлению одного человека посвящена книга Н. Макиавелли «Государь».
Государь должен уподобиться льву и лисе. Н. Макиавелли считает, что государственный деятель не должен быть верен своему слову, договоренностям, обещаниям. Идеал государственного деятеля для Н. Макиавелли — его современник герцог Чезаре Борджиа (Борджа). Для укрепления и расширения государства правитель должен решаться на великие и виртуозные злодейства. Единственный критерий оценки деятельности правителя — укрепление государства и расширение его границ. Цель оправдывает средства, даже аморальные, в этом был убежден Н. Макиавелли. При этом все вероломства и жестокости должны совершаться так, чтобы не подрывать авторитет верховной власти. Недовольных людей надо либо истреблять, либо ласкать, при этом жестокость лучше, чем милосердие, подчеркивает Н. Макиавелли. Для государя лучше скупость, чем щедрость. Людям лучше внушать страх, чем любовь При этом все обиды и жестокости нужно учиться учинять разом, а благодеяния — растягивать, чтобы лучше запоминалось. Дела, не угодные подданным, следует поручать другим (т.е. подчиненным, чиновникам). Нужно внимательно следить за обстановкой, складывающейся конъюнктурой. Правитель должен притворяться перед народом носителем нравственных и религиозных добродетелей. Лисью натуру правителя следует лицемерно скрывать. Самое главное для государя — создать себе славу великого человека, сконструировать себе культ личности.
Некоторые исследователи пытались противопоставить два основных труда Н. Макиавелли: «Государь» (где он описывает политическое единовластие сильного и коварного монарха) и «Размышления на первую декаду Тита Ливия» (где он выступает апологетом республиканского строя). На самом деле они вполне состыковываются. Как уже отмечалось, Н. Макиавелли подчеркивал, что лучше, конечно, свободная республика, но в современных условиях предпочтительнее объединять Италию именно единоличному правителю (государю, князю, принцепсу).
В отдельных идеях и теоретических построениях последователями Н. Макиавелли можно назвать Б. Спинозу, Ж.-Ж. Руссо, других политических и правовых мыслителей, в том числе современных.
Н. Макиавелли — символ политического коварства и беспринципности. Его советам следовали такие деятели, как кардинал Ришелье, император Наполеон I Бонапарт, дуче Б. Муссолини и др. В.И. Ленин называл Н. Макиавелли «умным писателем по государственным вопросам». Термин «макиавеллизм» употребляется для обозначения политики, пренебрегающей нормами морали.
- Федеральное агентство по образованию московский государственный университет технологий и управления (образован в 1953 году)
- Аминов и.И., Дедюхин к.Г.
- Москва –2005
- Введение
- Тема 1. Предмет истории политических и правовых учений
- Тест по теме 1
- Тема 2. Политические и правовые учения в древнем мире
- 2.1. Теологическая концепция власти в странах древнего мира
- 2.2. Древнегреческие софисты о государстве и праве
- 2.3. Сократ о государстве и праве
- 2.4. Платон о государстве и праве диалоги «государство» и «законы»
- 2.5. Аристотель о формах государства
- 2.6. Римские юристы о государстве и видах права. Цицерон
- Тест по теме 2
- Тема 3. Политические и правовые учения в феодальном обществе
- 3.1. Проблемы государства и права в религиозном мировоззрении раннего западно-европейского средневековья
- 3.2. Учение фомы аквинского о видах законов, об элементах
- 3.3. Критика теократических идей в учении марсилия падуанского
- 3.4. Проблемы государства и права в идеологии средневековых ересей
- 3.5. Политико-правовая идеология арабского востока
- 3.6. Становление политико-правовой идеологии в древнерусском государстве
- 3.7. Основные направления политико-правовой идеологии в период становления и развития московского царства
- Тест по теме 3
- Тема 4. Политические и правовые учения в европе в период ранних антифеодальных революций
- 4.1. Макиавеллизм
- 4.2. Ж. Боден о суверенитете государственной власти и о формах государства
- 4.3. Политико-правовые идеи раннего социализма: т. Мор и т. Кампанелла
- 4.4. Г. Гроций о видах права, о понятии и предписаниях естественного права, о происхождении государства
- 4.5. Развитие политико-правовой идеологии в произведениях индепендентов, левеллеров, диггеров в период английской буржуазной революции
- 4.6. Политико-правовые взгляды т. Гоббса
- 4.7. Учение дж. Локка о правах человека, о происхождении и задачах государства, о разделении властей
- 4.8. Политико-правовые учения в россии в период укрепления самодержавия и крепостничества: ф. Прокопович, в.Н. Татищев
- Тест по теме 4
- Тема 5. Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.)
- 5.1. Политико-правовые воззрения вольтера
- 5.4. Основные направления политико-правовой идеологии в сша в период борьбы за независимость
- 5.5. Политические и правовые учения в россии второй половины XVIII в.
- 5.6. Революционно-демократическое учение а.Н. Радищева
- Тест по теме 5
- Тема 6. Политические и правовые учения в странах европы в период становления и развития гражданского общества (конец XVIII — первая половина XIX в.)
- 6.1. Учение и. Канта о праве и государстве
- 6.2. Проект вечного мира и. Канта
- 6.3. Учение г. Гегеля о государстве и праве
- 6.4. Политико-правовые идеи м.М. Сперанского
- 6.5. Политико-правовые идеи н.М. Карамзина и консервативная традиция в русской политико-правовой мысли
- 6.6. Охранительная политико-правовая идеология в россии XIX в.
- 6.7. Политические идеи западников и славянофилов
- Тест по теме 6
- Тема 7. Политические и правовые учения в странах европы во второй половине XIX в.
- 7.1. Правовое учение р. Иеринга
- 7.2. Политико-правовая идеология солидаризма
- 7.3. Политико-правовые взгляды б.Н. Чичерина
- Тест по теме 7
- Тема 8. Политические и правовые учения XX в.
- 8.1. Политическая теория большевизма
- Тест по теме 8
- Тест по дисциплине
- Список рекомендуемой литературы
- История политических и правовых учений Учебно-практическое пособие