3.3. Критика теократических идей в учении марсилия падуанского
Марсилий Падуанский (между 1275 и 1280 — около 1343), итальянский политический мыслитель, развивая учение Аристотеля о форме и материи, в отличие от Августина Блаженного и Фомы Аквинского, поддержал светские власти в их борьбе против римского папы и обосновал это в своем пространном сочинении «Защитник мира».
Что касается государственной власти, Марсилий Падуанский отстаивал очень смелый по тем временам тезис о том, что настоящий источник всякой власти и единственный носитель государственного суверенитета — народ. Он считал, что люди — материя государства, формой которого являются законы. Государство — и здесь Марсилий Падуанский следовал за мыслью Аристотеля —должно стремиться к общественному благу, а вовсе не к процветанию церкви.
Марсилий Падуанский различает законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия должны принадлежать народу, т.е. фажданам или их важнейшей части, так как законы должны выражать общее благо, содействовать его достижению. Действия правительства (исполнительной власти) должны соответствовать законам.
Что касается формы государства, то в этом вопросе Марсилий Падуанский склонялся к наследственной монархии.
В общественной структуре Марсилий Падуанский выделял шесть социальных групп: земледельцы, ремесленники, торговцы (первая категория, заботящаяся только о своих личных интересах), духовенство, администрация, военные (вторая категория, исполняющая общественные обязанности).
Духовная власть должна быть отделена от вмешательства светской власти, и наоборот. Из этого проистекает деление законов на две части, разработанное Марсилием Падуанским. Он выделял Божественный закон, указывающий пути достижения вечного общего блага, и здесь авторитетом является духовная власть (церковь); и человеческий закон, который должен отражать Божественный закон на земле, обеспечивая его исполнение принуждением, и здесь авторитетом является светская власть (государство). Грешников (нарушителей Божественного закона) наказывает Бог, а преступников (нарушителей челове-1 ческого закона) наказывает государство.
Марсилий Падуанский в отличие от Фомы Аквинского отрицает правомерность инквизиции. Еретиков, по Марсилию Падуанскому, нужно не убивать, а изгонять (и делать это должно государство, а не церковь). Марсилий Падуанский подчеркивает, что римский папа не обладает светской властью, а Евангелие — не закон, а религиозное поучение.
Марсилий Падуанский доходит до того, что требует народных выборов священнослужителей, вплоть до римского папы.
- Федеральное агентство по образованию московский государственный университет технологий и управления (образован в 1953 году)
- Аминов и.И., Дедюхин к.Г.
- Москва –2005
- Введение
- Тема 1. Предмет истории политических и правовых учений
- Тест по теме 1
- Тема 2. Политические и правовые учения в древнем мире
- 2.1. Теологическая концепция власти в странах древнего мира
- 2.2. Древнегреческие софисты о государстве и праве
- 2.3. Сократ о государстве и праве
- 2.4. Платон о государстве и праве диалоги «государство» и «законы»
- 2.5. Аристотель о формах государства
- 2.6. Римские юристы о государстве и видах права. Цицерон
- Тест по теме 2
- Тема 3. Политические и правовые учения в феодальном обществе
- 3.1. Проблемы государства и права в религиозном мировоззрении раннего западно-европейского средневековья
- 3.2. Учение фомы аквинского о видах законов, об элементах
- 3.3. Критика теократических идей в учении марсилия падуанского
- 3.4. Проблемы государства и права в идеологии средневековых ересей
- 3.5. Политико-правовая идеология арабского востока
- 3.6. Становление политико-правовой идеологии в древнерусском государстве
- 3.7. Основные направления политико-правовой идеологии в период становления и развития московского царства
- Тест по теме 3
- Тема 4. Политические и правовые учения в европе в период ранних антифеодальных революций
- 4.1. Макиавеллизм
- 4.2. Ж. Боден о суверенитете государственной власти и о формах государства
- 4.3. Политико-правовые идеи раннего социализма: т. Мор и т. Кампанелла
- 4.4. Г. Гроций о видах права, о понятии и предписаниях естественного права, о происхождении государства
- 4.5. Развитие политико-правовой идеологии в произведениях индепендентов, левеллеров, диггеров в период английской буржуазной революции
- 4.6. Политико-правовые взгляды т. Гоббса
- 4.7. Учение дж. Локка о правах человека, о происхождении и задачах государства, о разделении властей
- 4.8. Политико-правовые учения в россии в период укрепления самодержавия и крепостничества: ф. Прокопович, в.Н. Татищев
- Тест по теме 4
- Тема 5. Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.)
- 5.1. Политико-правовые воззрения вольтера
- 5.4. Основные направления политико-правовой идеологии в сша в период борьбы за независимость
- 5.5. Политические и правовые учения в россии второй половины XVIII в.
- 5.6. Революционно-демократическое учение а.Н. Радищева
- Тест по теме 5
- Тема 6. Политические и правовые учения в странах европы в период становления и развития гражданского общества (конец XVIII — первая половина XIX в.)
- 6.1. Учение и. Канта о праве и государстве
- 6.2. Проект вечного мира и. Канта
- 6.3. Учение г. Гегеля о государстве и праве
- 6.4. Политико-правовые идеи м.М. Сперанского
- 6.5. Политико-правовые идеи н.М. Карамзина и консервативная традиция в русской политико-правовой мысли
- 6.6. Охранительная политико-правовая идеология в россии XIX в.
- 6.7. Политические идеи западников и славянофилов
- Тест по теме 6
- Тема 7. Политические и правовые учения в странах европы во второй половине XIX в.
- 7.1. Правовое учение р. Иеринга
- 7.2. Политико-правовая идеология солидаризма
- 7.3. Политико-правовые взгляды б.Н. Чичерина
- Тест по теме 7
- Тема 8. Политические и правовые учения XX в.
- 8.1. Политическая теория большевизма
- Тест по теме 8
- Тест по дисциплине
- Список рекомендуемой литературы
- История политических и правовых учений Учебно-практическое пособие