logo
история политических и правовых учений упп

3.3. Критика теократических идей в учении марсилия падуанского

Марсилий Падуанский (между 1275 и 1280 — около 1343), итальянский политический мыслитель, развивая учение Аристотеля о форме и материи, в отличие от Августина Блажен­ного и Фомы Аквинского, поддержал светские власти в их борь­бе против римского папы и обосновал это в своем пространном сочинении «Защитник мира».

Что касается государственной власти, Марсилий Падуанский отстаивал очень смелый по тем временам тезис о том, что на­стоящий источник всякой власти и единственный носитель го­сударственного суверенитета — народ. Он считал, что люди — материя государства, формой которого являются законы. Госу­дарство — и здесь Марсилий Падуанский следовал за мыслью Аристотеля —должно стремиться к общественному благу, а вов­се не к процветанию церкви.

Марсилий Падуанский различает законодательную и испол­нительную власть. Законодательные полномочия должны при­надлежать народу, т.е. фажданам или их важнейшей части, так как законы должны выражать общее благо, содействовать его достижению. Действия правительства (исполнительной власти) должны соответствовать законам.

Что касается формы государства, то в этом вопросе Марси­лий Падуанский склонялся к наследственной монархии.

В общественной структуре Марсилий Падуанский выделял шесть социальных групп: земледельцы, ремесленники, торгов­цы (первая категория, заботящаяся только о своих личных ин­тересах), духовенство, администрация, военные (вторая катего­рия, исполняющая общественные обязанности).

Духовная власть должна быть отделена от вмешательства светской власти, и наоборот. Из этого проистекает деление за­конов на две части, разработанное Марсилием Падуанским. Он выделял Божественный закон, указывающий пути достижения вечного общего блага, и здесь авторитетом является духовная власть (церковь); и человеческий закон, который должен отра­жать Божественный закон на земле, обеспечивая его исполне­ние принуждением, и здесь авторитетом является светская власть (государство). Грешников (нарушителей Божественного закона) наказывает Бог, а преступников (нарушителей челове-1 ческого закона) наказывает государство.

Марсилий Падуанский в отличие от Фомы Аквинского отрицает правомерность инквизиции. Еретиков, по Марсилию Падуанскому, нужно не убивать, а изгонять (и делать это должно государ­ство, а не церковь). Марсилий Падуанский подчеркивает, что рим­ский папа не обладает светской властью, а Евангелие — не за­кон, а религиозное поучение.

Марсилий Падуанский доходит до того, что требует народ­ных выборов священнослужителей, вплоть до римского папы.