3.6. Становление политико-правовой идеологии в древнерусском государстве
Для киевского периода древнерусской политико-правовой мысли (конец X — конец XIV вв.) характерно активное изучение византийской литературы, приспособление византийских идей к условиям местного древнерусского политического быта. В XI в. на Руси появляются многочисленные пасторские поучения, среди которых особое место занимало «Слово о законе и благодати» (середина XI в.) митрополита Илариона. Многие его идеи были впоследствии развиты русскими мыслителями. Иларион был первым киевским митрополитом (с 1051 г.), русским по национальности. «Слово о законе и благодати» Илариона представляет собой первый опыт христианского осмысления русской истории. Иларион стремился показать место Руси во всемирной истории, интерпретировать факты русской истории с точки зрения христианского представления об истории. Иларион делит мировую историю на 3 периода: языческий («идольский мрак и бесовское служение»), иудейский («действие Моисеева закона») и христианский («утверждение закона и благодати»). В истории действует Божественный Промысел, направляющий народы к истинному познанию Бога. Божественная милость ниспослана также и на русский народ, который благодаря принятию христианства включился в общий ход мировой истории.
Иларион обосновывает концепцию единодержавной наследственной княжеской власти, которая единственно возможна, так как только законный наследственный правитель способен сохранить территориальное единство Руси, князь-наследник с детства специально подготавливается к правлению, династический принцип передачи верховной власти (от отца к сыну) религиозно обоснован. В этом еще раз проявляется влияние византийской политической традиции.
Власть должна быть не только законной, но и праведной, князь должен «пасти свой народ правдою», т.е. править в соответствии с Божественными заповедями и человеческими законами. Князь обязан заботиться о распространении истинной веры, создавать условия для благочестивой жизни подданных, заботиться о благосостоянии церкви. Иларион впервые сформулировал идею власти как священного служения. На князе, помимо личной, лежит ответственность перед Богом за грехи всего народа. Идеальный христианский правитель у Илариона должен обладать такими качествами, как правоверие и благочестие.
Закон по Илариону — лишь предтеча благодати, необходимое условие ее последующего наступления. Иларион по этому поводу писал: «Закон — лишь тень истины, а не сама истина». Благодать воспринимается человеком также благодаря закону. Закон —.установление государственной, но не Божественной власти, обладающее юридическим, но не нравственным содержанием. Закон содержит нормы, внешние по отношению к человеку, которому они преимущественно адресуются, авторитетно предписывающие ему определенное поведение, прежде всего с помощью запретов. Исполнение закона не делает людей свободными в полном смысле этого слова, ведь, следуя законам, мы подчиняемся чужой воле. Истинную свободу человек обретает, только следуя благодати. Много позже русский религиозный философ Б.П. Вышеславцев (1877-1954) писал по этому поводу. «Этика закона — рабская этика духовно несвободных людей, исполняющих предписания закона из страха наказания. Этика благодати — этика духовно свободных людей, сознательно сделавших свой выбор в пользу добра». Для русской, правовой традиции со времен Илариона характерно признание ограниченности регулятивных возможностей права по сравнению с моралью, в этом кроется одно из принципиальных теоретических расхождений между русской и западной традициями правопонимания.
Помимо этого, Иларион в «Слове о законе и благодати» с патриотических позиций оценивал деятельность киевских великих князей и роль Киевской Руси в системе международных отношений того времени.
Особое место в политико-правовой культуре Киевской Руси заняло творчество митрополита Никифора, синтезирующее традиции античной философии и византийского христианского богословия, позволяющее понять, как изменялись теоретические воззрения митрополита в зависимости от условий политической жизни современной ему Руси. Никифор — представитель религиозного рационализма с определенным отпечатком платонизма.
До нас дошли пять посланий Никифора, особенно интересны два его послания киевскому великому князю Владимиру Мономаху — послание о посте и послание о вере латинской, датируемые 1114-1121 гг., введенные в научный оборот в 1815 г.
Никифор впервые в русской политической литературе выразил органические представления о государстве. Никифор, как и Платон, придерживался учения о трехчастности души: эта триада состоит из воли, разума и чувства, причем главенствующая роль принадлежит разуму. Никифором сформулирована также концепция доброго разума: разум может быть как средством познания Бога (доброе употребление разума), так и средством отвращения от Бога (злое употребление разума). Воля нужна, чтобы иметь ревность к Богу и месть к его врагам. Чувства служат устремлению людей к Богу.
В духе платонизма Никифор придерживается антропоморфного представления о государстве, т.е. государство, в его представлении, уподобляется человеку, причем князь является душой этого организма.
Никифор, используя христианское обоснование, подчеркивает Божественное происхождение княжеской власти. Он продолжает традиции Илариона в обосновании династического (наследственного) принципа передачи верховной государственной власти.
Главная обязанность князя как светского правителя — нелицемерное отправление правосудия. При этом он обязан быть милостивым и снисходительным к подданным. Эта мысль была впоследствии воспринята Владимиром Мономахом. Никифор вслед за Иларионом формулирует также религиозную обязанность князя — он призван содействовать распространению христианской веры.
Никифор утверждает следующие права церкви по отношению к государственной власти: право «печалования» (ходатайства о смягчении участи осужденных); право давать нравственные наставления и советы правителю.
Вместе с тем, в отличие от византийских мыслителей, Никифор не упоминает о принципе монархического самодержавия (автократии), утверждает спартанский личностный образ правителя, утверждает широкие пределы полномочий князя в религиозной сфере, требует от князя непосредственного личного участия в отправлении правосудия.
Важным древнерусским политико-правовым трудом является также «Поучение» Владимира Мономаха (составленное в период 1117-1125 гг. в форме духовного завещания этого великого князя детям), введенное в научный оборот в первой половине XIX в. Впервые в русской политической литературе В. Мономах сформулировал патриархальные представления о государстве и власти: государство уподобляется большой семье, дому, вотчине, управляемой князем-домовладыкой.
Как и Никифор, Владимир Мономах наставляет князей лично отправлять правосудие, ведь именно князь является хранителем и гарантом высшей справедливости. При этом Мономах отрицает смертную казнь как проявления первобытной родовой мести.
В «Повести временных лет», древнерусском летописном памятнике XII в., впервые в отечественной политической литературе излагается учение о тиране. Князья могут быть как праведными, так и неправедными. Лишь народы, правые перед Богом, получают себе праведного князя, любящего правду. В свою очередь, неправедный князь является Божественным наказанием народу за его грехи, настоящим национальным бедствием. Этот тиран слабоволен, окружает себя случайными советниками.
- Федеральное агентство по образованию московский государственный университет технологий и управления (образован в 1953 году)
- Аминов и.И., Дедюхин к.Г.
- Москва –2005
- Введение
- Тема 1. Предмет истории политических и правовых учений
- Тест по теме 1
- Тема 2. Политические и правовые учения в древнем мире
- 2.1. Теологическая концепция власти в странах древнего мира
- 2.2. Древнегреческие софисты о государстве и праве
- 2.3. Сократ о государстве и праве
- 2.4. Платон о государстве и праве диалоги «государство» и «законы»
- 2.5. Аристотель о формах государства
- 2.6. Римские юристы о государстве и видах права. Цицерон
- Тест по теме 2
- Тема 3. Политические и правовые учения в феодальном обществе
- 3.1. Проблемы государства и права в религиозном мировоззрении раннего западно-европейского средневековья
- 3.2. Учение фомы аквинского о видах законов, об элементах
- 3.3. Критика теократических идей в учении марсилия падуанского
- 3.4. Проблемы государства и права в идеологии средневековых ересей
- 3.5. Политико-правовая идеология арабского востока
- 3.6. Становление политико-правовой идеологии в древнерусском государстве
- 3.7. Основные направления политико-правовой идеологии в период становления и развития московского царства
- Тест по теме 3
- Тема 4. Политические и правовые учения в европе в период ранних антифеодальных революций
- 4.1. Макиавеллизм
- 4.2. Ж. Боден о суверенитете государственной власти и о формах государства
- 4.3. Политико-правовые идеи раннего социализма: т. Мор и т. Кампанелла
- 4.4. Г. Гроций о видах права, о понятии и предписаниях естественного права, о происхождении государства
- 4.5. Развитие политико-правовой идеологии в произведениях индепендентов, левеллеров, диггеров в период английской буржуазной революции
- 4.6. Политико-правовые взгляды т. Гоббса
- 4.7. Учение дж. Локка о правах человека, о происхождении и задачах государства, о разделении властей
- 4.8. Политико-правовые учения в россии в период укрепления самодержавия и крепостничества: ф. Прокопович, в.Н. Татищев
- Тест по теме 4
- Тема 5. Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.)
- 5.1. Политико-правовые воззрения вольтера
- 5.4. Основные направления политико-правовой идеологии в сша в период борьбы за независимость
- 5.5. Политические и правовые учения в россии второй половины XVIII в.
- 5.6. Революционно-демократическое учение а.Н. Радищева
- Тест по теме 5
- Тема 6. Политические и правовые учения в странах европы в период становления и развития гражданского общества (конец XVIII — первая половина XIX в.)
- 6.1. Учение и. Канта о праве и государстве
- 6.2. Проект вечного мира и. Канта
- 6.3. Учение г. Гегеля о государстве и праве
- 6.4. Политико-правовые идеи м.М. Сперанского
- 6.5. Политико-правовые идеи н.М. Карамзина и консервативная традиция в русской политико-правовой мысли
- 6.6. Охранительная политико-правовая идеология в россии XIX в.
- 6.7. Политические идеи западников и славянофилов
- Тест по теме 6
- Тема 7. Политические и правовые учения в странах европы во второй половине XIX в.
- 7.1. Правовое учение р. Иеринга
- 7.2. Политико-правовая идеология солидаризма
- 7.3. Политико-правовые взгляды б.Н. Чичерина
- Тест по теме 7
- Тема 8. Политические и правовые учения XX в.
- 8.1. Политическая теория большевизма
- Тест по теме 8
- Тест по дисциплине
- Список рекомендуемой литературы
- История политических и правовых учений Учебно-практическое пособие