logo
история политических и правовых учений упп

5.5. Политические и правовые учения в россии второй половины XVIII в.

Среди получивших официальное признание отечествен­ных политических и правовых мыслителей второй половины XVIII в. следует прежде всего назвать имена М.М. Щербатова и С. Е. Десницкого.

Историк и публицист, почетный член Петербургской акаде­мии наук, князь Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) был явным идеологом корпоративных устремлений российского дво­рянства, обосновывал естественные права этого сословия. Сре­ди его трудов можно упомянуть трактат «О повреждении нра­вов в России» (опубликован в 1858 г.).

М.М. Щербатов в целом придерживался основных принци­пов естественно-правовой теории и концепции договорного про­исхождения государства. Анализ исторического опыта челове­чества приводит М. М. Щербатова к мысли о том, что «равенство состояний было возможно только в диком образе» Происхож­дение собственности, а затем и «потомственного благородства» М.М. Щербатов, подобно Дж. Локку, ставит в зависимость от таких личных качеств человека, как ум, доблесть, добродетель, сила, трудолюбие.

М.М. Щербатов выделял такие формы правления в государ­стве, как монархия, аристократия, демократия и деспотия. Фор­му правления и законы государства М.М. Щербатов ставит в зависимость от климата страны, размера территории, ее рель­ефа, плодородия почв и численности населения.

Наиболее привлекательной, с точки зрения Щербатова, является конституционная монархия (по образцу современной ему Англии) с разделением властей и ограничением государства пра­вом. Ограниченная монархия должна иметь основные законы и «хранить жизнь, честь, имение и спокойствие своих граждан» ис­ключительно по законам. М.М. Щербатов жестко критикует деспо­тизм, отмечая, что самовластие «есть мучительство, в котором нет иных законов и иных правил, окромя безумных своенравий деспо­та». В республиканском строе М.М. Щербатову претила «химера равенства», способная разрушить любое государство.

Идеальная модель государства сформулирована М.М. Щер­батовым в произведении «Путешествие в землю Офирскую швед­ского дворянина С.». Верховным представительным органом го­сударственной власти является Высшее правительство, в состав которого входят дворянские, купеческие и мещанские депутаты. Высшее правительство состоит из департаментов уголовных дел, государственных доходов, торговли, морских и сухопутных войск и чужестранных дел, вопросы в которых решаются коллегиально. Монарх в проекте М.М. Щербатова является лишь высшим государственным чиновником (в частности, он лишен особых тор­жественных одеяний и церемоний).

В духе естественно-правовой школы М.М. Щербатов класси­фицирует законы на божественные, естественные и позитивные, подчеркивая, что последние должны неизменно соответствовать первым двум.

Семен Ефимович Десницкий (1740-1789), получивший док­торскую степень в области права в Шотландии, в 1767 г. стал одним из первых профессоров юридического факультета Мос­ковского университета.

С.Е. Десницкий, видный русский просветитель, был против­ником теории общественного договора, склоняясь к патриархаль­ной теории происхождения государства в своей оригинальной трактовке с элементами социально-экономического и психоло­гического объяснения указанной теории.

Общество на своем пути к государству, по мнению С.Е. Дес­ницкого, проходит следующие четыре этапа: этап охоты и соби­рательства (первобытный); этап скотоводства (пастушеский); этап хлебопашества (земледельческий); этап коммерции (общения). Переход от одного этапа развития к другому сопровождается из­менениями в форме семьи, которую С.Е. Десницкий (возможно, следуя в рассуждениях за Аристотелем) полагает первоначаль­ным образом государства. На первобытном этапе отношения по­лов не упорядочены, женщины находятся в подчинении у мужчин. На пастушеском этапе существует полигамная семья, женщины также находятся в подчиненном состоянии. На земледельческом этапе полигамная семья преобразуется в моногамную с сохране­нием подчинения женщины. На этапе коммерции супружеские отношения в семье получают правовую регламентацию с учетом принципа формально-правового равенства супругов.

Причиной образования государства С.Е. Десницкий полага­ет необходимость защиты семьи и частной собственности со стороны публичной власти, появившейся еще в земледельчес­кий период развития общества.

На вопрос, почему на практике немногие властвуют над мно­гими, С.Е. Десницкий дает несколько ответов: по физической силе (особенно у варварских народов); по духовной силе (особенно у просвещенных варваров); по силе богатства (безусловно, откры­вающего дорогу к почестям и чинам на этапе коммерции).

Политический идеал С.Е. Десницкого касался адаптации те­ории разделения властей к условиям российской монархии. В 1768 г. С.Е. Десницкий представил Екатерине II проект «Пред­ставление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи». В этом проекте C.E. Десницкий предлагал разделить законодательную власть между монархом и однопалатным Сенатом, состоящим из народ­ных представителей (600-800 человек), структурированным по политическим фракциям. С.Е. Десницкий обосновывает несме­няемость судей, необходимость введения для судей квалифи­кационного экзамена, суда присяжных. Наказательная власть в проекте С.Е. Десницкого выполняет полицейские функции. Как и все западники, С.Е. Десницкий мечтал о создании в России разветвленной системы органов местного самоуправления.