5.5. Политические и правовые учения в россии второй половины XVIII в.
Среди получивших официальное признание отечественных политических и правовых мыслителей второй половины XVIII в. следует прежде всего назвать имена М.М. Щербатова и С. Е. Десницкого.
Историк и публицист, почетный член Петербургской академии наук, князь Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) был явным идеологом корпоративных устремлений российского дворянства, обосновывал естественные права этого сословия. Среди его трудов можно упомянуть трактат «О повреждении нравов в России» (опубликован в 1858 г.).
М.М. Щербатов в целом придерживался основных принципов естественно-правовой теории и концепции договорного происхождения государства. Анализ исторического опыта человечества приводит М. М. Щербатова к мысли о том, что «равенство состояний было возможно только в диком образе» Происхождение собственности, а затем и «потомственного благородства» М.М. Щербатов, подобно Дж. Локку, ставит в зависимость от таких личных качеств человека, как ум, доблесть, добродетель, сила, трудолюбие.
М.М. Щербатов выделял такие формы правления в государстве, как монархия, аристократия, демократия и деспотия. Форму правления и законы государства М.М. Щербатов ставит в зависимость от климата страны, размера территории, ее рельефа, плодородия почв и численности населения.
Наиболее привлекательной, с точки зрения Щербатова, является конституционная монархия (по образцу современной ему Англии) с разделением властей и ограничением государства правом. Ограниченная монархия должна иметь основные законы и «хранить жизнь, честь, имение и спокойствие своих граждан» исключительно по законам. М.М. Щербатов жестко критикует деспотизм, отмечая, что самовластие «есть мучительство, в котором нет иных законов и иных правил, окромя безумных своенравий деспота». В республиканском строе М.М. Щербатову претила «химера равенства», способная разрушить любое государство.
Идеальная модель государства сформулирована М.М. Щербатовым в произведении «Путешествие в землю Офирскую шведского дворянина С.». Верховным представительным органом государственной власти является Высшее правительство, в состав которого входят дворянские, купеческие и мещанские депутаты. Высшее правительство состоит из департаментов уголовных дел, государственных доходов, торговли, морских и сухопутных войск и чужестранных дел, вопросы в которых решаются коллегиально. Монарх в проекте М.М. Щербатова является лишь высшим государственным чиновником (в частности, он лишен особых торжественных одеяний и церемоний).
В духе естественно-правовой школы М.М. Щербатов классифицирует законы на божественные, естественные и позитивные, подчеркивая, что последние должны неизменно соответствовать первым двум.
Семен Ефимович Десницкий (1740-1789), получивший докторскую степень в области права в Шотландии, в 1767 г. стал одним из первых профессоров юридического факультета Московского университета.
С.Е. Десницкий, видный русский просветитель, был противником теории общественного договора, склоняясь к патриархальной теории происхождения государства в своей оригинальной трактовке с элементами социально-экономического и психологического объяснения указанной теории.
Общество на своем пути к государству, по мнению С.Е. Десницкого, проходит следующие четыре этапа: этап охоты и собирательства (первобытный); этап скотоводства (пастушеский); этап хлебопашества (земледельческий); этап коммерции (общения). Переход от одного этапа развития к другому сопровождается изменениями в форме семьи, которую С.Е. Десницкий (возможно, следуя в рассуждениях за Аристотелем) полагает первоначальным образом государства. На первобытном этапе отношения полов не упорядочены, женщины находятся в подчинении у мужчин. На пастушеском этапе существует полигамная семья, женщины также находятся в подчиненном состоянии. На земледельческом этапе полигамная семья преобразуется в моногамную с сохранением подчинения женщины. На этапе коммерции супружеские отношения в семье получают правовую регламентацию с учетом принципа формально-правового равенства супругов.
Причиной образования государства С.Е. Десницкий полагает необходимость защиты семьи и частной собственности со стороны публичной власти, появившейся еще в земледельческий период развития общества.
На вопрос, почему на практике немногие властвуют над многими, С.Е. Десницкий дает несколько ответов: по физической силе (особенно у варварских народов); по духовной силе (особенно у просвещенных варваров); по силе богатства (безусловно, открывающего дорогу к почестям и чинам на этапе коммерции).
Политический идеал С.Е. Десницкого касался адаптации теории разделения властей к условиям российской монархии. В 1768 г. С.Е. Десницкий представил Екатерине II проект «Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи». В этом проекте C.E. Десницкий предлагал разделить законодательную власть между монархом и однопалатным Сенатом, состоящим из народных представителей (600-800 человек), структурированным по политическим фракциям. С.Е. Десницкий обосновывает несменяемость судей, необходимость введения для судей квалификационного экзамена, суда присяжных. Наказательная власть в проекте С.Е. Десницкого выполняет полицейские функции. Как и все западники, С.Е. Десницкий мечтал о создании в России разветвленной системы органов местного самоуправления.
- Федеральное агентство по образованию московский государственный университет технологий и управления (образован в 1953 году)
- Аминов и.И., Дедюхин к.Г.
- Москва –2005
- Введение
- Тема 1. Предмет истории политических и правовых учений
- Тест по теме 1
- Тема 2. Политические и правовые учения в древнем мире
- 2.1. Теологическая концепция власти в странах древнего мира
- 2.2. Древнегреческие софисты о государстве и праве
- 2.3. Сократ о государстве и праве
- 2.4. Платон о государстве и праве диалоги «государство» и «законы»
- 2.5. Аристотель о формах государства
- 2.6. Римские юристы о государстве и видах права. Цицерон
- Тест по теме 2
- Тема 3. Политические и правовые учения в феодальном обществе
- 3.1. Проблемы государства и права в религиозном мировоззрении раннего западно-европейского средневековья
- 3.2. Учение фомы аквинского о видах законов, об элементах
- 3.3. Критика теократических идей в учении марсилия падуанского
- 3.4. Проблемы государства и права в идеологии средневековых ересей
- 3.5. Политико-правовая идеология арабского востока
- 3.6. Становление политико-правовой идеологии в древнерусском государстве
- 3.7. Основные направления политико-правовой идеологии в период становления и развития московского царства
- Тест по теме 3
- Тема 4. Политические и правовые учения в европе в период ранних антифеодальных революций
- 4.1. Макиавеллизм
- 4.2. Ж. Боден о суверенитете государственной власти и о формах государства
- 4.3. Политико-правовые идеи раннего социализма: т. Мор и т. Кампанелла
- 4.4. Г. Гроций о видах права, о понятии и предписаниях естественного права, о происхождении государства
- 4.5. Развитие политико-правовой идеологии в произведениях индепендентов, левеллеров, диггеров в период английской буржуазной революции
- 4.6. Политико-правовые взгляды т. Гоббса
- 4.7. Учение дж. Локка о правах человека, о происхождении и задачах государства, о разделении властей
- 4.8. Политико-правовые учения в россии в период укрепления самодержавия и крепостничества: ф. Прокопович, в.Н. Татищев
- Тест по теме 4
- Тема 5. Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.)
- 5.1. Политико-правовые воззрения вольтера
- 5.4. Основные направления политико-правовой идеологии в сша в период борьбы за независимость
- 5.5. Политические и правовые учения в россии второй половины XVIII в.
- 5.6. Революционно-демократическое учение а.Н. Радищева
- Тест по теме 5
- Тема 6. Политические и правовые учения в странах европы в период становления и развития гражданского общества (конец XVIII — первая половина XIX в.)
- 6.1. Учение и. Канта о праве и государстве
- 6.2. Проект вечного мира и. Канта
- 6.3. Учение г. Гегеля о государстве и праве
- 6.4. Политико-правовые идеи м.М. Сперанского
- 6.5. Политико-правовые идеи н.М. Карамзина и консервативная традиция в русской политико-правовой мысли
- 6.6. Охранительная политико-правовая идеология в россии XIX в.
- 6.7. Политические идеи западников и славянофилов
- Тест по теме 6
- Тема 7. Политические и правовые учения в странах европы во второй половине XIX в.
- 7.1. Правовое учение р. Иеринга
- 7.2. Политико-правовая идеология солидаризма
- 7.3. Политико-правовые взгляды б.Н. Чичерина
- Тест по теме 7
- Тема 8. Политические и правовые учения XX в.
- 8.1. Политическая теория большевизма
- Тест по теме 8
- Тест по дисциплине
- Список рекомендуемой литературы
- История политических и правовых учений Учебно-практическое пособие