logo search
Киприан (Керн)

Непорочны.

Непорочны — литературный термин для обозначения од­ной из кафизм Псалтири (17-й) или, иными словами, 118-го псалма, целиком составляющего эту кафизму. Псалом начина­ется словами “Блаженны непорочные в путь, ходящие в за­коне Господни...” По этому слову и весь псалом получил свое наименование. Он в течение церковного года занимает очень важное место. В обычные периоды года он должен стихословиться в субботы на утрени; он поется и на воскресной утре­ни, когда не положен полиелей, т.е. в большую часть года; он исполняется на парастасах, на отпеваниях и т. п. Он, в отли­чие от всех прочих кафизм Псалтири, делится не только на три части (славы), но, кроме того, словом “среда” в середине второй славы, разделяется на две части, так как на некоторых заупокойных службах он исполняется не в три приема, а толь­ко в два. Издавна эта кафизма Псалтири имела особое назна­чение в богослужении, придавая ему особую торжественность. Она занимала видное место в уставе Великой церкви в Кон­стантинополе в Х веке для воскресной утрени; по Студийско­му уставу она исполнялась только в субботы. Знали ее и Ие­русалимские типики. Отсюда и выражение “тропари по непо­рочных,” то есть поемые после этой кафизмы. Это на заупокойных службах тропари “Святых лик обрете источник жизни” с припевами 118-го псалма “Благословен еси, Госпо­ди, научи мя оправданием Твоим,” а на недельной утрени “Ан­гельский собор” с теми же припевами.

Есть еще три термина нашего устава, которые надо уяс­нить для правильного понимания нашей гимнографии, а именно: “Самоподобен,” “Самогласен” и “Подобен.” Особливо час­то в богослужебных книгах встречается это последнее выра­жение — “подобен,” причем всегда с добавлением: “подобен “Доме Евфрафов” или “подобен “Красоте девства” и т. д. Это все обозначения метрических и мелодических особенностей песен. Кроме того, что песнопение может быть пето на один из 8 гласов или главных ладов, причем в границах каждого гласа есть свои особые мелодии для тропарей, для стихир, для ирмосов, для прокимнов и т. д., песнопение может иметь и свои особые метрические и мелодические особенности в гра­ницах того же тропарного или стихирного напева. При этом надо именно различать эти три типа метрических подразде­лений.