Развитие образования в Украине
Если в XVIII в. общий уровень образования, особенно на Левобережье, был предметом гордости украинцев, то в XIX в. он стал одним из серьезнейших их изъянов. Масштабы этой катастрофической деградации иллюстрирует следующий факт: если в 1768 г. в трех крупнейших уездах Черниговской губернии одна начальная школа приходилась на 746 жителей, то в 1876 г.— уже на 6750. Главной причиной такого упадка было распространение на территории Украины крепостного права: часть правительства и большинство дворянства были убеждены в том, что крепостные не нуждаются в образовании. Начальные школы, существовавшие в начале XIX в., почти полностью были церковноприходскими и зависели от пожертвований бедного крестьянства.
Ситуация несколько улучшилась после освобождения крестьян (1861 г,), особенно в 1870-е годы, когда заботу об общем образовании взяли на себя земства. Земские школьные комитеты, довольно часто состоящие из людей прогрессивных взглядов, обеспечивали 85 % бюджета школ, расширяли строительство новых школьных помещений, заботились о повышении уровня преподавания и вместо традиционной зубрежки религиозных текстов вводили в школьные программы такие предметы, как математика, история и география.
Заметно поднялся уровень учительства, среди которого было много университетских студентов-идеалистов. Тем не менее проблемы оставались, и очень серьезные. Образование не было обязательным, поэтому почти две трети крестьян посылали детей не в школу, а в поле — работать. Несмотря на неоднократные обращения земств, учителей и выдающихся педагогов, правительство отказывалось разрешить использование украинского языка в начальных школах, ставя таким образом украинских учеников в исключительно невыгодное положение. Наконец, на Правобережье, где земств не было вплоть до 1911 г., улучшения в просвещении были просто мизерными и образовательный уровень здесь был самым низким в европейской части России. Конечно, уровень грамотности в Украине был неодинаков: на рубеже XIX—XX вв. среди сельского населения он в среднем равнялся 20 %, в городах достигал 50 %, а среди рабочих Киева и Харькова — 60 %.
Ощутимые положительные сдвиги произошли в области среднего образования, система которого складывалась в основном из гимназий. Существовало два типа гимназий — с семилетним сроком обучения и с четырех-пятилетним (так называемые прогимназии). Гимназии давали классическое гуманитарное образование, в них обязательно преподавались латынь, греческий язык, логика, современные европейские языки. Кроме них, система среднего образования включала реальные училища, где упор делался на преподавании точных и естественных наук. В 1870 г. были официально разрешены женские гимназии, в последних классах которых можно было получить звание учителя. Почти в каждом губернском и даже уездном центре действовали гимназии или реальные училища, к 1890 г. их насчитывалось в Украине 129. Однако и при таком росте потребность в них явно не удовлетворялась. Например, в Киевской губернии одна гимназия приходилась на 560 тыс. жителей.
В 1865 г. к двум университетам Украины — Киевскому и Харьковскому — добавился еще один — Новороссийский (в Одессе). Общее количество студентов в них возросло с 1,2 тыс. в 1865 г. до более 4 тыс. в 1890-е годы. Ощутимые изменения произошли и в социальном составе студенчества: если в 1865 г. более 71 % составляли дети дворян, то к 1890-м годам свыше 60 % — дети священников, мещан и купечества.
В 1878 г. доступ к университетскому образованию наконец получили женщины.
В последние десятилетия XIX в. в жизни университетов Украины, имевших довольно высокую репутацию, огромную роль играли не только академические, но и политические проблемы, нередко взаимно переплетавшиеся. Правительство, обеспокоенное тем, что университеты превращаются в настоящие питомники радикалов, в 1884 г. жестко ограничило их автономию, а студенческие акции протеста еще больше накалили ситуацию. После 1905 г. украинские студенты развернули кампанию за введение украиноведческих дисциплин на университетском уровне. К 1908 г. им удалось добиться некоторых успехов: в Одессе и Харькове стали читаться курсы украинского языка и истории. В то же время руководство Киевского университета, известное своей консервативностью, упорно отказывалось идти навстречу требованиям украинцев. Когда же империю охватила послереволюционная реакция, украинские курсы в Харькове и Одессе были ликвидированы.
- Крестьянская реформа 1861 г. В дореволюционной и советской историографии
- Отмена крепостного права в Украинских губерниях: общее и особенное
- Реформы 1863–1874 гг. В Украине
- Лекция 2. Социально-экономическое развитие украинских губерний в 60–90 гг. XIX в. План:
- 2. Промышленность и транспортная инфраструктура украинских губерний
- 3. Новые социальные группы украинского общества: генезис и особенности формирования
- 4. Урбанизационные процессы в украинских губерниях.
- Лекция 3. Общественно-политическое движение в Украине в 60–90-е. Гг. XIX в. План:
- Украинские громады и официальная политика царизма в первые пореформенные десятилетия.
- 1. Украинские громады и официальная политика царизма
- 2. Кризис украинофильства в 90-е гг. XIX в.
- 3. Драгоманов и возникновение украинского социализма
- 4. Русское революционное движение в Украине
- Лекция 4. Социально-экономическое положение западноукраинских земель в составе Австро-Венгерской империи во второй половине XIX в. План:
- Население украинских земель империи Габсбургов и его положение
- 2. Крестьянство Восточной Галиции, Закарпатья и Буковины
- 3. Города и торговля
- 4. Промышленность
- Лекция 5. Общественно-политические изменения в Западной Украине План:
- Усиление польского влияния в Галичине в середине XIX в.
- «Москвофильство»
- Народовцы
- Деятельность социалистов (м.П. Драгоманов, м.И. Павлык, и.Я. Франко)
- Лекция 6. Украинская культура во второй половине
- Общая характеристика состояния пореформенной культуры
- Развитие образования в Украине
- Научные достижения.
- 5. Развитие украинской литературы
- 5.Украинский театр
- 2. Развитие украинского национального движения
- 3. Украина накануне и в годы российской революции 1905-1907 гг.
- 4 Украинские земли в 1907-1914 гг.
- Лекция 8. Западноукраинские земли в составе
- Австро–Венгерской империи в начале XX в.
- 1 Социально-экономическое развитие
- 2 Общественно-политическая жизнь
- 3 Украинское национальное движение
- Лекция 9. Украинская культура в начале XX в. План:
- 1. Образование и наука
- 2. Литература
- 3. Театральное искусство и музыка
- 4 Изобразительное искусство и архитектура
- Лекция 10. Украина в годы первой мировой войны План:
- 1. Украинский вопрос в предвоенных международных отношениях
- 2. Отношение к войне различных политических партий в Украине
- 4.Военные действия на украинских землях в 1914-1916 гг.
- Политика российских, австро-венгерских и немецких властей на украинских землях
- Лекция 11. Украинская национально-демократическая революция План:
- 1 Образование Украинской Центральной Рады
- 2. Первый и второй Универсалы
- Третий Универсал и провозглашение Украинской Народной Республики
- Борьба за власть в Украине в конце 1917 – начале 1918 года