logo search
история политических и правовых учений упп

3.5. Политико-правовая идеология арабского востока

Основным источником политических и правовых учений Арабского Востока (как и мусульманского права) является Ко­ран. Существует несколько основных школ толкования Корана.

Отцом арабской политической философии часто называют ученого-энциклопедиста Абу Насра ибн Мухаммеда аль-Фараби (870-950) (трактаты «О взглядах жителей добродетельного го­рода», «Афоризмы государственного деятеля», «Гражданская политика», «Геммы премудрости»).

Аль-Фараби на Востоке называли Вторым учителем (после Аристотеля, которого аль-Фараби активно комментировал). Аль-Фараби жил в Багдаде, Алеппо и Дамаске.

«Добродетельный» город-государство от «невежественного» аль-Фараби отделял с учетом царящего в нем порядка, высоких моральных качеств его жителей, в первую очередь благо­честивых правителей.

Близкой к идеям аль-Фараби концепции (о связи политическо­го устройства с религиозной нравственностью) придерживался и ибн Сина (Авиценна) (около 980-1037). В качестве политического искусства воспринимал религию ибн Рушд (Рошд) (1126-1198).

Именно на мусульманско-правовой религиозной доктрине строилось политическое устройство Арабского халифата — мо­гущественнейшего мусульманского государства Средневековья, занимавшего обширные пространства на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке. Цельная мусульманская концеп­ция государства сложилась здесь в основном в XI-XIV вв. и развивалась в рамках мусульманского права. Халифат воспри­нимался не просто как государство, но и как продолжение бла­гочестивого царства пророка Мухаммеда, на него возлагались религиозные функции: «суть преемство пророческой миссии в защите веры и руководстве земными делами» (аль-Маварди). Верховным носителем суверенитета в халифате полагался Ал­лах, представленный халифом. Последний несет личную ответ­ственность за осуществление власти над мусульманской общи­ной. Лишь муджтахиды, составляющие консультативный совет при дворе, были формально вправе критиковать халифа.

Суннитское направление мусульманской политико-правовой теории признает главу государства (имама) лишь первым сре­ди мусульман; шииты, напротив, обожествляли имама, ставили его однозначно выше общины, признавали священным и непо­грешимым.