logo search
На сортировку / 2 / Тарих / тарих 2 / Ответы по истории

125. Углубление противоречий в политической и духовной жизни общества. Деформации в национальной политике в конце 70-х годов.

Образованный в 1922 году СССР, задуманный как федеральное государство, на самом деле превратился в унитарное. Союзные республики не имели реального суверенитета. Право наций на самоопределение было фактически забыто. Возникавшие проблемы нарастали быстрее, чем решались. Отдельные попытки общественности восстановить историческое, научное и культурное наследие казахского народа жестоко пресекались партийным аппаратом. Хотя произошло некоторое смягчение режима, но все же в политической жизни господствовали антидемократические методы. Национальная по форме культура, образование и воспитание на самом деле были переводными. В 70-80-е годы больше провозглашались европейские, нежели национальные обычаи. Происходил процесс потери исторической памяти, когда настойчиво заставляли забыть все то, что существовало до Октября 1917. Проблема казахского языка. Русским языком в республике владело более 60% казахов, тогда как казахским – менее 1% русских. Казахский язык выполнял только 10 из 50 социальных функций, необходимых для его полнокровного существования. 95% книг издавались на русском языке, 70% телепередач выходило в эфир на русском языке. Названия городов, населенных пунктов, колхозов, совхозов, озер, рек и гор работали на укрепление позиций русского языка. В 1963 г. в Москве на основе ансамбля “Жас тулпар” (“Молодой тулпар”) возникло одно из первых неофициальных объединений казахской молодежи, обучающейся в московских вузах. В начале оно объединяло в своих рядах около 800 студентов, позднее общество значительно пополнилось. Организаторами и активными членами “Жас тулпара” были М. Ауэзов, Б. Тайжанов, А. Кадыржанов, С. Акатаев, К. Тлеуханов, М. Татимов и др. Молодежь организовывала лекции, концерты, экспедиции в аулы и села Казахстана, выступала с радикальными предложениями в вышестоящие инстанции по устранению имеющихся недостатков. Отношение официальных властей к этому движению в целом было отрицательным, а его деятельность находилась под наблюдением КГБ. Руководители “Жас тулпара” подвергались гонениям, угрозам, как всегда, их называли националистами. Прекращение деятельности “Жас тулпара” и других подобных организаций свидетельствовало об ужесточении системы.

Проявлением нараставших противоречий в национальных отношениях явились события лета 1979 года в Целинограде. Они показали, что практика центра регулировать национальные отношения командным методом себя исчерпала. Попытка создания немецкой автономии в 1979 году в Казахстане и выступление с протестом казахского населения и сегодня остаются одним из «белых пятен» политической истории республики.