logo search
программа семинаров

Школьные музеи

            Каким должен быть сайт школьного музея? Какие задачи он должен решать? Кто должен создавать такой ресурс?

            Вот – лишь некоторые удачные решения. «И помнит мир спасенный…»http://www.schoolm263.by.ru/index_RU.htmСайт посвящен музею средней общеобразовательной школы №263 имени Рокосcовского. Специализация музея – история боевого пути 260 стрелковой дивизии. Сайт содержит информацию не только по истории создания музея и характеру его экспозиции, но и солидный справочный и статистический материал, а из текстов видно, над решением каких проблем работают музейщики.

«И сколько лет прошло, и сколько лет пройдет — никто из нас войны забыть не сможет...»http://www.omsk.edu.ru/schools/sch004/museum/index.htmСредняя школа №4 г. Омска предлагает познакомиться с некоторыми материалами из школьного музея Боевой Славы. Музей посвящен боевому пути трех стрелковых дивизий – 26-й Златоустовской краснознаменного ордена Суворова, 171-й Идрицко-Берлинской краснознаменной ордена Кутузова и 308-й гвардейской Рогачевской краснознаменной орденов Суворова и Кутузова. Много материалов рассказывает о трагедии 2-й Ударной армии в Мясном Бору. По целому ряду экспонатов можно проследить технологию поиска: как и кому писали, какие ответы приходили и т.д.

           Музей «Наше Отечество«http://www.school-museums.narod.ru/1-56.htm, размещенный в средней школе №56 г.Барнаула фактически позиционируется как школа передового опыта. Как явствует из представленных материалов, «Наше Отечество» — старейший школьный музей на Алтае. Только за четыре месяца 1965 года здесь побывали 32 делегации учителей, которые, вернувшись домой, начинали организацию музея в своих школах. За 41 год работы музея проведено 86 поисковых экспедиций, установлено 18 мемориальных знаков. В поисковых исследованиях возрождены; былая слава 42-й барнаульской Краснознаменной бригады, подвиги 149-й Краснознаменной курсантско-комсомольской бригады, подвиги курсантов военных училищ Алтая 1941-1945 годов. О поисковой работе музея напечатано 352 статьи и публикации. Только за последние 6 лет проведено 130 встреч с ветеранами, об этом отснято 42 видеофильма.

           Музей «Наши славные земляки«http://www.polk409.narod.ru/index.htm, созданный по материалам работы поискового отряда «Феникс» Лицея №43 г.Саранска, является попыткой выяснить судьбу солдат 409 стрелкового полка, который был сформирован 24 июня 1941 г. в г. Саранске из призывников со всех районов Мордовии. Он воевал в составе 137 стрелковой дивизии на Брянском фронте. Но кроме этого практически никакой информации не было. Ребятам показалось несправедливым, что о большинстве воинских частей, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны, не вспоминает никто. 409 стрелковый полк только один из примеров забытья, хотя только из Саранска туда было призвано 1500 человек. Что же случилось с такими же юношами? Почему их судьба оказалась укрытой покрывалом безвестности? Нет ли здесь той истины, которую наше государство не хочет выставлять на всеобщее обозрение? В работе над данной темой был использован многогранный комплекс источников. Важнейшими свидетельствами послужили воспоминания родственников ветеранов этого полка, а также родственников погибших. В работе были использованы газетные публикации, архивные документы… Наряду с историческими, были использованы и социологические методы исследования: анкетирование, статистика.

            Еще один интересный пример – сайт школьного музея Боевой Славы 295 стрелковой орденов Ленина и ордена Славы Краснознаменной гвардейской Херсонской дивизии(школа №1246 г.Москвы)http://1944.1941-1945.ru/museum.html. Интересная особенность сайта – рассмотрение боевого пути дивизии в контексте тех войсковых операций, в которых она участвовала. Знакомясь с этими материалами, школьники очень остро могут почувствовать, сколь много может содержать в себе обычная строчка обычного школьного учебника истории.

            Подводя итоги этой темы, следует сказать, что в феврале этого года стартовал проект Школьные музеиhttp://vio.fio.ru/museum, призванный помочь школьным музеям в создании Интернет- представительства.