logo search
Киприан (Керн)

8. Новое издание Устава Великой Церкви

Остается сказать только несколько слов о новом изда­нии Церковного Типика, произведенного греками в XIX ве­ке. Из истории нашего богослужебного устава видно, что богослужение монастырское было всегда для всей Восточ­ной Церкви образцом, к которому все тяготели и осущест­вить которое в более или менее полной мере старались. Православие никогда в своей древности не пыталось обосо­бить богослужение в мирских церквах от службы в иночес­ких обителях. Единственным исключением надо признать Устав Великой Церкви. Но и он не мог быть признан уста­вом “мирской” церкви и приходского богослужения. Это при­водило совесть епископов и священников в известное сму­щение. С течением времени ясно стало для всех, что в ус­ловиях “мира” и обыденной жизни монастырский устав неприменим. Для успокоения совести священников, для боль­шего порядка в исполнении богослужения и для благообра­зия надо урегулировать богослужение приходских храмов, дать для них какой-то “средний,” удобоисполнимый устав, который не был бы громоздким и слишком требовательным, но в то же время был бы и достаточно благообразным и соответствовал бы всему духу православного аскетического богослужения.

В начале XX века, в трудах Предсоборного Совещания бы­ла в этом отношении сделана попытка: устами некоторых наи­более просвещенных и наиболее церковно настроенных епи­скопов было высказано немало пожеланий для урегулирова­ния, сокращения и оформления приходского богослужения. Революция не дала возможности построить жизнь русской церк­ви в духе церковности и порядка.

Но задолго до нас, еще в 1838 году, Протопсалтом Вели­кой Церкви в Константинополе была сделана некая попытка в создании такого “мирского” приходского устава. В 1851 году было второе издание его, а в 1868 и третье, дополненное и улучшенное. Он санкционирован высшей церковной властью и приспособлен к нуждам рядового приходского храма. В не­го введены новые службы по сравнению с Типиками, закон­чившими свое образование к XV веку. Типик этот не знает всенощных, а следовательно, и малых вечерен; литии — не на вечерне, а между полунощницей и утреней; Евангелие в неде­ли по 8-ой песни канона и т. д. В частности: Благовещение, падающее в Великую Пятницу или Субботу переносится на Пасхальную неделю (2-ой день). Есть особенности и в Триоди. Устав знает и свои Марковы главы.