logo search
Киприан (Керн)

2. Исторические Документы для Эортологии.

Под историческими документами для эортологии мы под­разумеваем те дошедшие до нас памятники, по которым мож­но судить о постепенном возникновении, развитии и измене­нии церковных событий. Такими источниками являются не только богослужебные книги разных эпох, областей и испове­даний. Таковые, кстати сказать, сохранились только из более позднего времени: харизматический характер первенствующей Церкви не способствовал накоплению писанных молитв и пес­нопений, а, кроме того, гонения, войны и другие потрясения истребили древнейшие рукописи и прочие памятники. Кроме богослужебных книг, которые, конечно, имели бы первенст­вующую ценность для науки о праздниках, помочь нам могут акты соборов, буллы пап, окружные послания александрий­ского и иных епископов, а в особенности разного рода кален­дари, месяцесловы, минеи-четьи и типики. В них виден весь процесс постепенного обогащения церковного года разного рода памятями святых и праздниками и они являются лучшим до­кументом для истории нашего богослужения. Поэтому с исто­рией развития церковного календаря и богослужебного устава надо познакомится для правильного суждения об истории церковных праздников.

Здесь прежде всего необходимо усвоить и уточнить до­вольно богатую терминологию подобного рода церковных празд­ников. Можно главный источник для истории церковных празд­ников назвать общим именем календаря. Но это родовое на­именование при ближайшем изучении охватывает ряд более специальных, видовых признаков.

Календарь происходит от греческого καλέω — “зову,” “называю” и указывает, что в Риме великий первосвящен­ник в первый день месяца называл новолуние; отсюда пер­вое число называлось “календами.” В языческих календа­рях по месяцам и дням года означались празднества языче­ским богам, дни рождения императоров, дни собрания сената, дни благоприятные и неблагоприятные80. Христианство вос­приняло этот обычай от языческой древности, и первое вре­мя христианские календари сохраняли в себе и черты еще не угасшего языческого влияния. Таким, особенно харак­терным, является так наз. “Календарь Полемия Сильвия,” написанный в Галлии в 448 году. Сильвий был, вероятно, преемником епископа Арльского Илария. В этом календаре наряду с 10 праздниками христианскими81 находятся дни рож­дения Цицерона и Вергилия, некоторые метеорологические наблюдения. Вообще первое время христианский быт со­вмещал в себе и многое языческое.

Календарь в этом узком смысле слова может быть также назван и месяцесловом. Этот термин, вполне получивший права гражданства, как в научном языке, так и в церковном употреблении. Месяцесловы писались в конце Апостолов и Евангелий и составляют особую, очень важную часть самого богослужебного Типика.

От месяцеслова отличается Мартиролог, который, соб­ственно говоря, является более пространным “каталогом свя­тых,” а не только мучеников. Мартирологи заключают в себе не только имена святых, но и образ страдания и кончи­ны. Мартирологи имели не столько богослужебное, сколько частное употребление. В них могли входить и те святые, которые в данной области и не праздновались. В календа­рях выставляются пасхальные знаки; в мартирологах их не бывает.

Пролог есть книга, содержащая сокращенные повествова­ния о святых и праздниках, расположенные в порядке меся­цев и дней года. Эта книга называется еще Синаксарем. Гре­ческие богослужебные минеи сохранили эти краткие сказа­ния под именем синаксарей на каждый день года. У нас синаксари печатаются теперь только в Триодях Постной и Цвет­ной. Синаксарями называются также и те месяцесловы, что печатаются в конце Апостолов, Евангелий и в Типиках. Типик вообще, в смысле церковного года, может быть разделен на две главные части:

триодную и синаксарную.

то есть заключающую в себе подвижные и неподвижные празд­ники. В Апостолах и Евангелиях эти синаксари служат указа­телем для нахождения соответствующих чтений; в Типиках они содержат богослужебные указания на данный день, ино­гда и тропарь и кондак его.

Иногда этот указатель чтений из Священного Писания в конце Апостола и Евангелия носит наименование Еклогадиона, иногда же Канонаря.

Теперь необходимо ознакомиться вкратце с материей ка­лендаря, его первобытными образцами, постепенным нараста­нием в нем праздников и памятей, и сравнить календари вос­точные и западные. При этом встанет и ряд встанет и ряд второстепенных вопросов: о датах праздников и развитии ка­лендаря у восточных диссидентов от Православия.