6.3. Вооруженные Силы Российской Федерации в современных условиях
Вооружённые Силы РФ находятся, начиная с 90-х годов прошлого века в состоянии реформирования. Военная реформа – это существенное преобразование военной системы государства, проводимое по решению органов государственной власти. Преобразования касаются таких сфер, как военно-политической, военно-экономической, военно-технической, военно-социальной и собственно военной.
В связи с распадом Советского Союза и в соответствии с Соглашением глав государств - участников Содружества Независимых Государств в декабре 1991 года было образовано Главное командование Вооруженных Сил СНГ (с 1992 года – Главное командование Объединенных Вооруженных Сил СНГ, с 1993 года – Штаб по координации военного сотрудничества государств – участников СНГ).
16 марта 1992 года на базе Министерства обороны СССР Указом Президента Российской Федерации создано Министерство обороны Российской Федерации. В настоящее время Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, который проводит государственную политику, осуществляет государственное управление в области обороны, а также координирует деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны. С мая 1992 г. по июнь 1996 г. Министерство обороны Российской Федерации возглавлял генерал армии Павел Сергеевич Грачев; с июля 1996 г. по май 1997 г. – генерал армии Игорь Николаевич Родионов; с мая 1997 г. по март 2001 г. – Маршал Российской Федерации Игорь Дмитриевич Сергеев. Указом Президента РФ от 28 марта 2001 г. министром обороны Российской Федерации назначен Сергей Борисович Иванов.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 года было начато формирование Вооружённых Сил Российской Федерации. Учитывая сложившиеся финансово-экономические возможности государства, Министерство обороны приступило к реализации принятого руководством страны решения о сокращении численности армии и флота, дальнейшей оптимизации структуры, состава и численности Вооруженных Сил. В период с мая 1992 года по 1 января 2002 года общая численность армии и флота была сокращена с 2822,3 тысяч до 1274,7 тысяч военнослужащих.
Государственное управление в области обороны имеет надежные правовые основы. Их ядро составляют базисные федеральные законы:
от 31 мая 1996 г. «Об обороне»,
от 26 февраля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»,
от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе».
Понятие «оборона» закреплено нормативно. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» под обороной понимается система политических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории.
Учитывая значимость для страны вопросов обороны, исключительными полномочиями при их решении наделен глава государства – Президент. В соответствии с ч. 1 ст. 87 Конституции РФ Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, издает в пределах своих полномочий обязательные для исполнения приказы и директивы. Президент имеет значительный объем полномочий при осуществлении мобилизационных мероприятий. В случае агрессии против РФ пли непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, он объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Государственной Думе и Совету Федерации. Кроме того, глава государства устанавливает режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления п организаций в период мобилизации и в военное время.
Правительство РФ как орган, осуществляющий исполнительную власть, также наделено значительными полномочиями по обеспечению обороны. В соответствии со ст. 20 Закона о Правительстве РФ российское правительство организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; руководит гражданской обороной. Кроме того, полномочия Правительства РФ в области обороны закреплены в ст. 6 Федерального закона «Об обороне» и в ст. 6 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». В частности, Правительство РФ организует разработку мобилизационных планов; в пределах своих полномочий руководит мобилизационной подготовкой и мобилизацией; определяет порядок создания, накопления, сохранения и использования мобилизационных запасов, материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ (ВС РФ), устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
Вооруженные Силы РФ – государственная организация, которая составляет основу обороны РФ. Они были созданы Указом Президента РФ от 7 мая 1992 г.
Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ. К обороне также привлекаются пограничные войска, внутренние войска МВД России, железнодорожные войска РФ и др. Кроме того, для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки, органы Федеральной службы безопасности.
Первоначально в состав ВС РФ были включены органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военно-учебные заведения бывших Вооруженных Сил Союза ССР, дислоцировавшиеся на территории России, а также группировки войск и сил флота за пределами территории РФ, находившиеся под ее юрисдикцией. В рамках проведения военной реформы, цель которой – постепенный переход к профессиональной армии, проводится сокращение численности Вооруженных Сил РФ, совершенствуется система управления ими. Так, согласно Указу Президента РФ от 16 июля 1997 г. с 1 января 1999 г. численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ устанавливалась в 1,2 млн. единиц. Позднее, Указом Президента от 24 марта 2001 г. «Об обеспечении строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствовании их структуры» с 1 января 2001 г. штатная численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ устанавливается в 1 млн. единиц.
- Оглавление
- Глава 1. 6
- Глава 2. 47
- Глава 3. 94
- Глава 4. 153
- Глава 5. 215
- Глава 6. 283
- Введение
- 1.1. Становление государственности у восточных славян
- 1.2. Развитие военной организации Древней Руси
- 1.3. Особенности развития государственного управления в русских землях в условиях феодальной раздробленности
- 2.1. Развитие системы центральных органов власти и местного управления Московского государства
- 2.2. Военная организация Московского государства
- 3.1. Государственные реформы 1-й половины XVIII века
- 3.2. Военные реформы 1-й половины XVIII века
- 3.3. Российское государство и армия в эпоху просвещенного абсолютизма
- 3.4. Поиск путей реформирования страны в первой половине XIX века
- 3.5. Развитие военного управления в первой половине XIX века
- 4.1. Буржуазные реформы в России и их последствия
- 4.2. Государственное управление России в 1900 – 1917 гг.
- 4.3. Вооруженные Силы России в условиях буржуазной модернизации.
- 4.4. Особенности государственного управления России в период Первой мировой войны (1914 – 1917 гг.)
- 4.5. Российская государственность в период буржуазно-демократической республики 1917 г.
- 4.6. Государственное управление на территориях, подконтрольных антибольшевистским правительствам
- 5.1. Советский тип государства и его эволюция
- 5.2. Советское военное строительство
- 5.2.1. Создание Советских Вооруженных Сил в годы гражданской войны
- 5.2.2. Красная Армия и военное управление в период между гражданской и Великой Отечественной войной (1924 – 1941 гг.)
- 1. Реорганизация органов управления Вооружёнными Силами.
- 2. Смешанный принцип комплектования Красной Армии.
- 3. Переход к единоначалию.
- 4. Совершенствование системы подготовки военных кадров.
- 5. Разработка и введение в действие новых Уставов.
- 6. Изменение в организационной структуре войск.
- 5.2.3. Красная Армия накануне Великой Отечественной войны
- 5.2.4. Военное управление в годы Великой Отечественной войны
- 5.2.5. Строительство Советских Вооружённых Сил в послевоенные годы
- 6.1. Завершение исторического пути ссср
- 6.2. Основные направления государственного строительства в Российской Федерации (1991 – 2005 гг.)
- Количество федеральных министерств и ведомств
- Федеральное министерство:
- Федеральная служба (служба):
- Федеральное агентство:
- Структура федеральных органов исполнительной власти после реформы 2004 г.
- II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации:
- 6.3. Вооруженные Силы Российской Федерации в современных условиях
- Структура Вооруженных Сил рф
- Министерство обороны рф:
- Заместители Министра обороны рф:
- Начальники Служб Министерства обороны рф:
- Военно-административное деление территории Российской Федерации
- Заключение
- Литература Учебники и учебные пособия
- Справочные издания
- Научная литература