logo search
Киприан (Керн)

Период I-III Веков.

Первое место среди праздников этого времени занимают, бесспорно, два: Пасха и Пятидесятница. Это — самые ран­ние из всех христианских праздников. Пасха совершенно ес­тественно соединялась с воспоминанием о воскресении Гос­пода. О Пасхе говорится в I Кор. 5:7-8. Это скорбно-радост­ное событие. О Пасхе говорит Тертуллиан, различая “пасху распятия” и “пасху воскресения.” Есть основание предпола­гать, на основании свидетельств Тертуллиана, Оригена и ка­нонов Ипполита, о существовании предпасхального поста, срок которого установить, может быть, и не легко. Факт пасхаль­ных споров указывает на неединообразие в вопросе о времени праздника. Традиции отдельных церквей вносили свои особен­ности: по одной Пасха связывалась с воскресным днем и бы­ла, следовательно, праздником подвижным, зависящим от лу­ны; по другой, малоазийской, она закреплялась за днем 14 Нисана, откуда наименование этого течения “квадродециманами.”

Пятидесятница имела, конечно, свои ветхозаветные вос­поминания, связываясь с иудейским праздником. О Пятидесятнице говорится в новозаветных книгах69. Тертуллиан гово­рит об этом празднике, причем это слово имеет у него двой­ное значение: и самого дня праздника, и всего 50-тидневного периода после Пасхи. Вот его первое свидетельство70: “...язы­ческие праздники только один раз в год совершаются, а у тебя воскресение возобновляется каждые семь дней; собери все языческие праздники... и они не в состоянии наполнить Пяти­десятницу.” Отсюда Пятидесятница — период времени 50 дней после Пасхи. А в другом месте71 он говорит: “Пасха составля­ет более торжественный праздник, чем крещение (оглашенно­го), почему она есть промежуток времени гораздо больший, чем время подготовления к крещению (т.е. 40 дней). В этот промежуток времени воскресение Господа многократно удо­стоверялось для учеников и обещана благодать Св. Духа... Пятидесятница, которая есть собственно день праздничный, и назначен для крещения оглашенных.” Следовательно, здесь говорится о самом дне Пятидесятницы. Вероятно, уже в этом периоде установился обычай не преклонять колен в течение 50-тидневного периода. Судя по Апостольским Постановлениям (V кн.), существует обычай не работать в эти праздники.

В это же время I-III вв., судя по Клименту Александрий­скому72, уже вошло в обычай праздновать Явление Господне. Этот праздник не имел еще нашего теперешнего содержания, как события только Крещения Господа, а относился вообще к явлению Бога во плоти, охватывая и Его Рождество и самое событие Крещения. Разделение этих двух праздничных воспо­минаний есть дело будущего. Дата этого праздника Богоявле­ния установилась не сразу; разные поместные Церкви празд­новали его по своему, — ив марте, и в апреле, и в мае, и в январе, и в декабре. Происхождение этого праздника, по всей вероятности, гностическое: первые указания на него у василидиан.

В эту же эпоху начинаются уже и празднования в честь мучеников. Мученические памяти, как дни их “рождения,” то есть рождения в вечную жизнь, востекают к мученическим актам. Ближайшее окружение мученика берегло его останки, ходило на место его погребения или место мучения, соверша­лись и воспоминания о нем. Ранние христианские писатели говорят о поминальных трапезах. Возможно, что в это время уже закрепились памяти: св. ап. Иакова, св. архид. Стефана, возможно муч. Поликарпа, или Игнатия Богоносца и др.