logo search
история политических и правовых учений упп

6.4. Политико-правовые идеи м.М. Сперанского

Граф Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) сде­лал блестящую государственную карьеру при императорах Алек­сандре I и Николае I. В 1812 г., попав в опалу, он был сослан в Нижний Новгород, но в 1819 г. стал сибирским генерал-губер­натором (составил и представил Александру I план админист­ративной реформы Сибири), а уже в 1821 г. с триумфом возвра­щается в Петербург и становится членом Государственного со­вета, созданного по его проекту еще до опалы, в 1810 г. Перед смертью, в 1839 г., М.М. Сперанскому был дарован титул фа-фа. В 1826-1832 гг. М.М. Сперанский фактически возглавляет кодификационные работы (по составлению Основных государ­ственных законов) во Втором отделении Собственной Его Им­ператорского Величества Канцелярии. М.М. Сперанский по пра­ву считается основателем русской юридической науки и русско­язычной юридической терминологии. Политико-правовое мировоззрение М.М. Сперанского эволюционировало от либе­рального (до опалы) до консервативного (уже при Николае I).

Первый либеральный проект государственных преобразова­ний был составлен М.М. Сперанским еще в 1803 г., однако ши­рокой известности он не получил.

Болев известный проект либеральных государственных пре­образований М.М. Сперанского увидел свет в 1809 г., он был составлен по указанию Александра I и назывался «Введение к Уложению государственных законов». Целью преобразования системы государственного управления объявлялось учреждение самодержавного правления на основе незыблемого закона. Для этого М.М. Сперанский провозглашает и проводит принцип раз­деления государственной власти на законодательную, исполни­тельную и судебную ветви, а также принцип разграничения пол­номочий между центральными и местными органами власти.

Во главе всех ветвей власти стоят император и Государ­ственный совет — особый управляющий центр, руководящий деятельностью всех трех ветвей государственной власти. При­мечательно, что не предусмотрена ответственность Государ­ственного совета перед императором, более того, Государствен­ный совет как бы отстраняет императора от непосредственного управления страной.

Во главе законодательной власти находится Государствен­ная дума (на местном уровне предлагалось учредить губерн­ские, окружные и волостные думы). В первоначальном проекте М.М. Сперанский подчеркивал, что в составлении законов через Государственную думу участвует народ. Однако со временем такие слова из проекта были исключены. Тем не менее М.М. Спе­ранский предлагает выборный характер формирования депутат­ского корпуса Государственной думы. Он предлагает созывать Государственную думу регулярно в соответствии с коренными законами (конституцией) страны. Председатель Государственной думы избирается палатой из состава ее депутатов. Государ­ственная дума не может быть произвольно распущена импера­тором. Все законы должны приниматься Государственной думой, а затем одобряться и обнародоваться императором.

Во главе исполнительной власти находится Правительству­ющий сенат (на местном уровне предлагалось учредить губерн­ские, окружные и волостные правления). Фактически исполни­тельная власть возглавляется императором, при этом она ответ­ственна перед законодательной властью. Правительствующий сенат формируется Государственной думой.

Во главе судебной власти находится Судебный сенат (на местном уровне предлагалось учредить губернские, окружные и волостные суды). Решение Судебного сената по делу оконча­тельно; по сути, у императора нет рычагов влияния на Судеб­ный сенат. М.М. Сперанский подчеркивает необходимость вы­борного порядка формирования Судебного сената. Все судеб­ные чины выбираются из государственного избирательного списка, состоящего из членов всех губернских дум. В целом су­дебная власть оказывается отделенной от исполнительной.

По сути, М.М. Сперанский предлагал Александру I и России проект парламентской монархии по английскому образцу с раз­делением властей и парламентским принципом формирования правительства.

В 1810 г. в соответствии с проектом М.М. Сперанского был учрежден Государственный совет, однако лишь как законосове­щательное учреждение при императоре. В 1864 г., отчасти по плану М.М. Сперанского, Сенату были переданы судебные функ­ции, а Государственная дума была учреждена лишь в 1905 г. под воздействием начавшейся Первой русской революции.

Взгляды М.М. Сперанского на происхождение и сущность государства и права сформулированы в его лекциях по праву, которые он читал наследнику престола, великому князю Алек­сандру Николаевичу (будущему императору Александру II).

М.М. Сперанский искренно верил в богоустановленность го­сударственной власти. В вопросе о происхождении государства он примыкает к сторонникам патриархальной теории, которая в то время была органичной частью религиозного мировоззрения, подчеркивая при этом, что патриархальная теория необходима для оспаривания договорной теории происхождения государства. М.М. Сперанский полагает, что главная ошибка последней за­ключается в том, что она распространяет принципы регулиро­вания частно-правовых отношений на публично-правовые отно­шения. Для публичного союза в отличие от частного характер­но не договорное, а естественное происхождение, подчеркивает М.М. Сперанский. В публичный союз вступают в силу рождения, а не по собственному усмотрению? Публичный союз охраняет частные союзы и регулирует их деятельность.

Первым уровнем «общественности», по М.М. Сперанскому (как у Аристотеля), является семья. При этом он пишет, что человек создает семью из соображений не только одиночества, но и исходя из своей способности к любви, и потребности в ней. Об­щество утверждается на врожденной силе «любви семействен­ной». Как семья, так и более высокий уровень «общественнос­ти» — государство — основываются на фундаментальных спо­собностях человека к общению и к подчинению власти.

М.М. Сперанский считает, что на пути от семьи к государ­ству общество проходит несколько стадий. Семья эволюциони­рует в родовой союз, затем в городское («гражданское») общест­во, образованное несколькими родами. Объединение таких об­ществ и образует государство.

Следуя за мыслью немецкого-юриста Ф.К. Савиньи, М.М. Спе­ранский утверждает, что право, подобно языку, возникает в соци­уме под воздействием потребностей общественной жизни («народ­ного духа»). Законы не должны создаваться лишь на основании ка­кой-то отвлеченной доктрины. Таким образом, ММ Сперанский, в частности, обосновывал неэффективность слепого заимство­вания иностранных правовых институтов.

М.М. Сперанский развивает органическую теорию общества, которое имеет свои возрасты. При этом законодатель не дол­жен опережать наличные возрастные характеристики общества.

Он разграничивает субъективное и объективное право. Бла­годаря субъективному праву (jus subjectivum) человек имеет власть над собой, над другими, а также над предметами. Объек­тивное право (jus objectivum) отождествляется им с законом.

М.М. Сперанский утверждает, что в естественном (догосударственном) состоянии человек не обладает субъективным правом, защищенным публичной властью. Он обладает лишь естествен­ным правом, т.е. властью над своими собственными силами, способностью завладеть и удержать в своих руках какое-либо имущество.

М.М. Сперанский предлагает социологическое объяснение происхождения и сущности права, по сути, он стоит у истоков социологического типа правопонимания в России. Права и обя­занности в юридическом смысле он рассматривает как резуль­тат образования общественного союза, как следствие естествен­ных свойств человеческого существа (прежде всего его самосто­ятельности). Основанием прав и обязанности являются богоданные силы человеческого разума. Совесть влечет чело­века к нравственному совершенству, именно поэтому он сам стремится к ограничению своей свободы (выходу из естествен­ного состояния), подчиняясь общественно признаваемой внеш­ней силе (публичной власти).

Получается, что право вытекает из согласования воль не­скольких субъектов, т.е. правогенез обладает консенсуальным характером. Именно согласие, по мнению М.М. Сперанского, составляет сущность права как социального регулятора. Это согласие должно быть закреплено и регламентировано законом. Право — мера свободы, результат общественного согласия (кон­сенсуса), защищаемый государственным законом.

М.М. Сперанский отвергает существование естественных прав, в смысле субъективных притязаний, не обусловленных объективным правом. Он пишет: «Хотя есть законы естествен­ные, но нет права естественного», причем под естественными законами он разумеет законы природы.

Среди законов М.М. Сперанский выделяет законы природы (естественные законы), законы разума (логические законы) и общественные законы (нравственный закон, базирующийся на Божественных заповедях; правовой (положительный) закон, ис­ходящий от государства).

Право и нравственность сходны по коренному источнику своего происхождения, ведь верховным законодателем в сочинениях ММ. Сперанского полагается Бог. Кроме того, они регулируют один и тот же предмет — утверждают между людь­ми правду, утверждают в обществе минимум нравственного порядка. Право и нравственность сходны по своим целям, они способствуют достижению человеком нравственного совер­шенства.

Цепь нравственного оправдания права — согласовать поня­тие права с основными постулатами христианского мировоззре­ния. М.М. Сперанский отвергает рационалистический и утилита­ристский подход к нравственности как таковой.

Вместе с тем он отмечает следующие различия права и нравственности.

1. Право регулирует только внешние движения воли человека, а нравственный закон — любые движения человеческой воли (в том числе внутренние, чисто эмоциональные).

2. Нравственность деяний определяется по их внутреннему достоинству, а правомерность деяний — по их внешнему достоинству.

3. Положительные законы, кроме общей с нравственностью цепи, имеют и ближайшую цель — установление «общежи­тельной справедливости», носящей всегда относительный, а не абсолютный характер.

4. Санкция нравственных законов заключается в совести (кото­рая является как бы представителем Бога в душе человека, духовным органом), а в праве к угрызениям совести присо­единяется (и становится несравненно более важным) внеш­нее принуждение (со стороны публичной власти).

В идеале положительные законы являются следствием, раз­витием, продолжением нравственных законов, не могут проти­воречить последним. Нравственный закон рассматривается М.М. Сперанским как идеальная основа положительного зако­на, критерий суждения о его справедливости либо несправед­ливости.

С точки зрения М.М. Сперанского, существует группа зако­нов, которые одновременно являются и нравственными, и поло­жительными, так как вытекают из природы общества без этих законов (таких, как «не убий» и «не укради) не может существовать ни одно общества.

Если положительный закон противоречит нравственному, то такое позитивное право производит насилие над совестью, по­тому законодатель должен учитывать в своей деятельности нравственные моменты, максимально согласовывать их с позитивным законодательством.