Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию.
Подготовка к семинарскому занятию предполагает значительный объем работы, осуществляемый студентами самостоятельно. Данный вид работы состоит из анализа источников, проработки основной и дополнительной литературы.
Работа с источниками является важнейшей составляющей при подготовке к семинарам. Студентам необходимо ознакомиться с источниками, опубликованными в хрестоматии и специальных сборниках документов, а также с мемуарной литературой.
Работа с источниками должна строиться по определенному плану:
определить вид источника (летопись, хроника, официальный правительственный документ, закон, мемуары, письма и т.д.);
определить время и место создания, установить, если это возможно, имя автора или авторов;
определить главные вопросы содержания источника (план текста), сделать вывод о его информационной ценности;
проанализировать содержание текста: оценить полноту, конкретность, объективность, достоверность излагаемых в источнике фактов; проанализировать приводимые автором оценки (выводы), их обоснованность, всесторонность; сформулировать свое отношение к оценкам автора источника;
определить значение источника: при каких проблемах истории он может быть использован, какова степень уникальности и достоверности приводимых сведений, где и как их можно использовать в учебной деятельности;
сделать выписки из текста или составить конспект изученного.
При подборе литературы студент руководствуется списком рекомендуемой литературы. Изучая научную литературу, используйте следующие рекомендации:
установите время и место издания книги (статьи), круг рассматриваемых в ней вопросов, логику их изложения;
проанализируйте излагаемые автором факты, оцените, какими источниками он пользовался, сопоставьте сведения с данными других источников, оцените их убедительность, достоверность;
проанализируйте высказываемые автором идеи, оценки исторических фактов, явлений, личностей. Проследите, какими аргументами пользуется автор для доказательства своих идей, оцените их объективность, убедительность. Помните, что объективность и достоверность изложения материала может зависеть от исторических условий, в которых создавался труд, от степени влияния государственной политики на творчество ученых-историков, от осведомленности автора о тех или иных источниках, от особенностей индивидуального (субъективного) видения ученым проблемы, от широты его интересов.
сопоставьте авторскую интерпретацию фактов и событий с их освещением в других источниках.
сделайте необходимые выписки из текста.
Одним из видов отчетности о самостоятельной работе для студентов является подготовка доклада. Каждый студент должен выбрать одну тему из приведенного списка. Следует составить ориентировочный план работы из 2-4 вопросов, а также введения и заключения. План может быть построен по хронологическому принципу, описательно или в соответствии с проблемно-аналитическим подходом. Во введении требуется кратко обосновать научное значение темы, показать степень изученности темы в исторической литературе и обеспеченность источниками, определить цель и задачи работы. Студент должен подобрать необходимую литературу (не менее 5 научных исследований), позволяющую полностью раскрыть содержание темы.
Доклад должен быть правильно и аккуратно оформлен, текст (рукописный или в компьютерном исполнении) – разборчивым, без стилистических и грамматических ошибок. Работа выполняется на вертикально расположенных листах формата А4 (210 – 297 мм), заполненных с одной (лицевой) стороны и скрепленных слева. Каждая страница имеет поля: слева – 30 мм, сверху и снизу – 20 мм, справа – 15 мм. Все страницы, начиная со второй, нумеруются арабскими цифрами (2, 3, 4 и т.д.), номер проставляется вверху в центре страницы с учетом поля.
Объем доклада не должен превышать 15 машинописных страниц.
Цитаты, фактические данные должны иметь точные ссылки на источник, откуда они почерпнуты. В конце работы должен содержаться вывод, список использованной литературы.
СЕМИНАР 1.
ТЕМА: ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА (1939-1941гг.)
Экономика СССР накануне Великой Отечественной войны.
Состояние советских вооружённых сил во второй половине 1930-х начале 1940-х гг.
- Федеральное агентство по образованию
- Тема II: ссср в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- Раздел II. Советский Союз в послевоенные годы (1945 – 1953 гг.).
- Тема I. Послевоенное восстановление народного хозяйства. Жизнь и быт советских людей.
- Тема II. Общественно-политическое и духовное развитие ссср во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг.
- Тема III. Международное положение ссср в 1945 – 1953 гг. «Холодная война.
- Раздел III. Советский Союз в 1953 – 1964 гг. «Оттепель».
- Тема I. Общественно - политическое и культурное развитие ссср в 1953 – 1964 гг.
- Тема II. Проблемы социально-экономического развития ссср в 1953 – 1964 гг.
- Тема III. Внешняя политика Советского Союза в 1953 – 1964 гг.
- Раздел IV. Советский Союз во второй половине 60-х первой половине 80-х гг. XX века.
- Тема I. Тенденции социально-экономического развития ссср в 1965 – 1985 гг.
- Тема II. Общественно – политическая и культурная жизнь советской страны в 1964 – 1985 гг. Конституция 1977 года.
- Тема III. Внешняя политика ссср в 1965-1985 гг..
- Раздел V. Ссср в 1985 – 1991 годах.
- Тема I. Новые элементы в советской общественно-политической и культурной жизни, политические реформы в ссср в 1985-1991 годах.
- Тема II. Внешняя политика ссср в 1985-1991 годах.
- Тема II. Экономические реформы, поиск путей оздоровления экономики ссср в 1985 – 1991 годах.
- Раздел VI. Современная Россия. (1992 – 2000-е гг.)
- Тема I. Экономически реформы в России, смена модели социально-экономического развития в 1990-е - 2000-е годы.
- Тема II. Общественно-политическое положение в России в 1990-е - 2000-е годы. Политические реформы. Конституция 1993 года.
- Тема III. Внешняя политика российского государства в 1990-е - 2000-е годы.
- Литература. Общий курс.
- Учебная и справочная литература.
- Раздел I. Советский Союз в годы второй мировой войны (1939-1945 гг.). Советский Союз накануне Великой Отечественной войны (1939-1941 гг.). Источники.
- Исследования и монографии.
- Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Источники.
- Исследования и монографии.
- Раздел II. Советский Союз в послевоенные годы (1945 – 1953 гг.). Источники
- Исследования и монографии.
- Раздел III. Советский Союз в 1953 – 1964 гг. «Оттепель». Источники
- Исследования и монографии.
- Раздел IV. Советский Союз во второй половине 60-х первой половине 80-х гг. XX века. Источники
- Исследования и монографии.
- Раздел V. Ссср в 1985 – 1991 годах. Источники
- Исследования и монографии.
- Раздел VI. Современная Россия. (1992 – 2004 гг.) Источники
- Исследования и монографии.
- Планы семинарских занятий и методические рекомендации по новейшей истории россии (1939-2000-е гг.). Учебная литература.
- Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию.
- Доклады:
- Источники.
- Литература.
- Методические рекомендации.
- Источники.
- Литература.
- Методические рекомендации.
- Доклады.
- Источники.
- Литература.
- Методические рекомендации.
- Источники.
- Литература.
- Методические рекомендации.
- Источники.
- Литература.
- Методические рекомендации.
- Методические рекомендации.
- Методические рекомендации.
- Источники.
- Литература.
- Литература для индивидуальной работы.
- Экзаменационные вопросы по курсу истории России
- 1939 – 2000-Е гг.
- Глоссарий.
- Основные даты и события.
- Темы докладов по новейшей истории россии (1939-2000-е гг.)
- Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ.
- Критерии оценки знаний студентов на занятиях и экзамене.
- Интернет ресурсы:
- Библиотеки.
- Сайты высших учебных заведений.
- Работы историков (лекции, сайты историков).
- Периодические издания.
- Научные исследования.
- Виртуальные энциклопедии.
- Коллекции методических разработок.
- Всеобщая история. История древнего мира.
- История средних веков.
- Новая история.
- Новейшая история.
- Отечественная история. С древнейших времен до конца xVвека.
- Отечественная история (XVI–xviiIвв.).
- Отечественная история (xiXв.).
- Отечественная история (xXв.).
- Краеведение.
- Интернет-ресурсы по истории Великой Отечественной войны с краткими методическими рекомендациями по их использованию в учебной и внеучебной работе.
- Интернет-ресурсы, подготовленные при активной поддержке органов государственной власти специальной к 60-летию Великой Победы..
- Порталы.
- Библиотеки.
- Периодические издания.
- Школьные музеи
- Виртуальные энциклопедии и справочники.
- Иллюстративный материал и фотографии. Карты.
- Отдельные этапы войны
- Вооружение. Отдельные рода войск.
- Воспоминания.
- Исследовательская работа.