logo
Хисамутдинова - Советский Союз в период ВОВ

5 Июня была распущена Комиссия по эвакуации населения г. Москвы в

военное время, созданная весной 1941 г. В резолюции Сталина, адресованной

председателю комиссии В. П. Пронину, говорилось: «Ваше предложение о

«частичной эвакуации населения г. Москвы в военное время» считаю

несвоевременным. Комиссию по эвакуации прошу ликвидировать, а

разговоры по эвакуации прекратить. Когда нужно будет и если нужно будет

подготовить эвакуацию, ЦК и СНК уведомят Вас».

Поэтому различные эвакуационные планы пришлось спешно

разрабатывать уже в ходе разразившейся фашистской агрессии, в условиях

вражеского наступления, в тяжелейшей обстановке. Вся тяжесть по

перебазированию производительных сил СССР из угрожаемых районов на

Восток легла на плечи советского народа.

Этой огромной работой руководил созданный по решению ЦК ВКП(б) и

СНК СССР Совет по эвакуации, председателем которого был назначен

вначале Л. Каганович (с 24 июня по 16 июля 1941 г.), затем его сменил Н. М.

Шверник, а его заместителями были назначены А. Н. Косыгин и М. Г.

Первухин, а членами Микоян, Каганович, Сабуров и Абакумов. В течение

июля — ноября 1941 г. было перемещено на Урал, в Сибирь, Поволжье,

Казахстан и Среднюю Азию 2593 предприятия, в том числе 1523 крупных,

преимущественно военных заводов. Маршал Жуков отмечал, что «небывалая

производственная операция, равная по своей значимости величайшим битвам

второй мировой войны, была в целом осуществлена».

На Урал эвакуировано 667 предприятий, считает большинство

историков, а Васильев вслед за Шверником — 703. По Чкаловской области

цифры, приводимые историками, тоже расходятся: прибыло больше 60

промышленных предприятий считает В. И. Швыдченко, 70 промышленных

предприятий — А. Ф. Васильев, более 90 промышленных предприятий — Л.

И. Футорянский, но он включает в это число и мелкие предприятия, и цеха,

из них 44 разместились в Чкалове, 4 самых мощных — в Орске, 14 — в

Бузулуке, 5 — в Медногорске и других городах и поселках.

На Восток было эвакуировано железнодорожным транспортом 10 млн.

человек, водным 2 млн. человек.

Осенью 1941 г. в г. Чкалов прибыли заводы «Фрезер», «Автозапчасть»,

№ 47, оборудование шелкоткацких комбинатов из Москвы, Орехово-Зуева,

Ржевска. Эвакуированные предприятия вступили в строй в 1941 и в первой

половине 1942 г. Первые эшелоны с оборудованием завода «Автозапчасть»

прибыли из Одессы и Мариуполя в конце августа и в начале сентября 1941 г.

За несколько дней восстановили производство. Уже в первый месяц работы

на новом месте завод выполнил государственный план, а затем

перевыполнил. Работали на многих станках под открытым небом. За годы

войны авиационный завод № 47, эвакуированный из Ленинграда, произвел