logo
IYe

Социально-экономическое и политическое развитие Франции в 1980-90-е годы.

После ухода в отставку де Голля президентом был избран менее властный Жорж Помпиду. Его премьерство и президентство ознаменовались экономическим подъёмом и технической модернизацией Франции, а также дальнейшим развитием европейских структур. После его смерти в 1974 г. президентом стал лидер независимых республиканцев Валери Жискар д’Эстен. С середины 70х гг. Франция вступила в полосу экономических и политических трудностей, которые были связаны с мировым экономическим кризисом. Правительство начало проводить политику «жёсткой экономии». Это встретило сопротивление со стороны населения и привело к падению популярности независимых республиканцев и их проигрышу на президентских и парламентских выборах в 1981 г.

В 1981 г. на президентских и парламентских выборах победу одержали левые силы. Президентом стал лидер социалистов Франсуа Миттеран. Проводимая новым правительством политика, направленная на расширение госсектора в экономике и повышение социальных расходов, привела к ухудшению положения в экономике. Политическая ситуация на рубеже 80-90х гг. характеризовалась неустойчивостью, но постепенно выявлялся рост влияния правых партий. Влияние левых партий падало.

В 1993 г. на парламентских выборах, а затем в 1995 г. и на президентских выборах победу одержали правые партии. Президентом стал Жак Ширак. Он проводил политику, направленную на освобождение французской экономики и общества в целом от засилья государства. В 1995 г. были проведены испытания ядерного оружия. В 1996 г. Франция вернулась в военную организацию НАТО. Политика Ширака французами воспринималась неоднозначно. И на выборах 1997 г. победили социалисты, коммунисты и «зелёные» (левая партия экологов). При Шираке Франция вернулась к политике голлизма, определённым образом дистанцировалась от США и провела демонстративные ядерные испытания в Тихом океане на атолле Муруроа. Во внутренней политике традиционный правый либерализм (низкая налоговая ставка, отсутствие контроля цен) сочетался при нём с определённым учётом опыта дирижизма (государственного вмешательства) и социальной политики; он неоднократно критиковал «англосаксонский ультралиберализм». Критики обвиняли Ширака в непоследовательности экономической политики и невыполнении предвыборных обещаний. Пятилетие 1997—2002 гг. ознаменовано новым политическим «сосуществованием» Ширака, уже как президента, с Жоспеном, который возглавил правительство.