logo search
МВД Т

Генезис Московского централизованного государства

Этапы

Сущность

Содержание

Первый (конец XIII – середина XIV вв.)

Начало объединения русских земель

В конце XIII столетия в Северо-Восточной Руси на территории Владимиро-Суздальского княжества возник крупный феодальный центр — Московское княжество, первое упоминание о столице которого мы находим в летописи 1147 г. В годы раздробленности русских земель, их борьбы с иноземной экспансией объективно сложились три центра, способных стать во главе их объединения: Новгород, Галицко-Волынское княжество и Северо-Восточная Русь. Дальновидная, гибкая, но не всегда высоконравственная политика московских князей, направленная на утверждение их единовластия, выдвинула Москву во главу объединительного процесса. Родоначальником династии московских князей стал сын Александра Невского князь Даниил Александрович (1276— 1303 гг.). Он присоединил к Москве Коломну и Переяславль-Залесский, чем увеличил территорию княжества в 2 раза. Юрий Данилович (1303 – 1325 гг.) все силы отдал борьбе с тверскими князьями за великое княжение во Владимире. Княживший с 1325 г. по 1340 г. Иван I Данилович Калита121 не раз возил в Золотую Орду богатые подарки, с помощью хана Узбека победил тверских князей в борьбе за ярлык на великое владимирское княжение. Иван Калита получил от хана право сбора дани с Руси для Орды, что сделало зависимыми от него всех других князей. Он присоединил к Москве Кострому, поставил в зависимость ростовских, галицких, белозерских, угличских князей, перенес из Владимира в Москву митрополичью кафедру, (конец 20-х гг. XIV в.), стал именоваться Великим князем московским. При Калите Москва становится политическим, экономическим и духовным центром русских земель. Давая исторические портреты Ивана Калиты и его сородичей, В.О.Ключевский подчеркивал, что первые московские князья выступали смелыми хищниками.

Второй (вторая половина XIV – середина XV вв.)

Утверждением Москвы как центра объединения русских земель

Сыновья Калиты Симеон Гордый (1340 – 1353 гг.) и Иван II Красный (1353 – 1359 гг.) продолжили дело объединения русских земель вокруг Москвы и дипломатического сдерживания Орды, вели успешные войны c Литвой и Новгородской боярской республикой. Дмитрий Иванович Донской (1359 – 1389 гг.) совершил в 1375 г. успешный поход на Тверь, отразил 3 набега союзника Михаила тверского великого князя литовского Ольгерда на Москву, чем упрочил положение Москвы как общерусского центра. При Дмитрии Москва стала во главе борьбы русского народа Против иноземных захватчиков, организатором победы на поле Куликовом. Василий I Дмитриевич (1389—1425 гг.) подчинил Нижний Новгород, Муром, Вологду, земли Коми и Двинскую землю, боролся с неоднократными набегами Витовта литовского. После вступления на престол Василия II Васильевича Темного (1425—1462 гг.) на Руси началась феодальная война, шедшая с 1425 г. по 1453 г. Главными противниками Василия II в борьбе за великое княжение были князья галицкие (Галич-Костромской) Юрий и Дмитрий Шемяка, а также князь звенигородский Василий Косой. Василий II, победив в феодальной войне, окончательно утвердил верховенство московских князей в русских землях. В 1441 г. Русская православная церковь провозгласила свою автокефалию (независимость от константинопольской патриархии). Это способствовало усилению ее власти и влияния в московском обществе и вне его пределов.

Третий (середина XV — первая половина XVI вв.)

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы

Иван III Васильевич (1462 – 1505 гг.) присоединил к Москве Ярославское княжество, а после разгрома новгородских войск на р. Шелонь (1471 г.) подчинил Новгородскую боярскую республику в 1478 г. Для того чтобы лишить новгородских бояр их экономической независимости, Иван III переселил их под Москву, а боярские вотчины “отписал” на себя. Подобные меры были приняты к подавляющей массе боярства покоренных княжеств. Процесс образования централизованного государства повсеместно сопровождался экспроприацией крупной земельной собственности и сосредоточением ее в руках московского государя, опиравшегося на служилое дворянство. Это приводило к сужению социальной базы вассальных отношений в мире боярства и увеличению числа помещиков-дворян, которые являлись лишь владельцами, но не собственниками земли, что влекло установление между московским князем и ими отношений подданства.

На рубеже XV – XVI столетий под руку Москвы были взяты Тверское, Рязанское и Смоленское княжества, чернигово-северские и вятские земли, земли по р. Обь. С 1485 г. Иван III начинает именоваться князем всея Руси. Одновременно на смену Руси приходит новое наименование — Россия, или Московия. В 1480 г. на р.Угра Иван III почти без боевых действий наносит поражение ордынскому войску хана Ахмата, чем ставит окончательный предел монгольскому игу на Руси (или неравноправному союзу в другой концепции). Усилению Международного авторитета Московии как преемницы лидера православного христианского мира Византии, павшей в 1453 г. под ударами турок, способствовал брак Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог (1472 г.). В ходе войны с Литвой (1500—1503 гг.) Иван III отвоевал более 10 русских городов: Чернигов, Стародуб, Гомель, Брянск, Мцснск и др.

Если Василий II завещал своему старшему сыну 14 городов и остальным детям 12, то Иван III оставил старшему 66 городов, а его братьям — 30. С.М.Соловьев, характеризуя Ивана III, писал, что его отличали “расчетливость, медленность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которым было можно много выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие”122.

Василий III Иванович (1505 – 1533 гг.) освободил от литовцев Смоленск и присоединил к Москве Псковскую боярскую республику, Рязанское княжество, чем завершил формирование Российского централизованного государства.

В конце XV – начале XVI в. основу экономики России по-прежнему составляло земледелие с преимущественным господством трехпольной системы. Важные преобразования произошли в структуре феодальной собственности на землю. Изменился характер землевладения князей, которое практически стало аналогичным боярскому. Последние удельные князья и их владения, как соперники царского самодержавия, были уничтожены во времена Ивана IV Грозного. Увеличение численного состава дворянской конницы, насильственное дробление в ходе централизации власти боярских вотчин и переселение их владельцев на новые места привели к росту поместного землевладения. Многие земли удельных князей и их бояр были отписаны (стали собственностью) Великого московского князя. Крупнейшим собственником стала поддержавшая московских князей Русская православная церковь, которой на правах вотчины принадлежала 1/3 всех угодий, что составляло 3 858 396 десятин земли (1 дес. — 1,09 га), обрабатываемых 660185 крестьянами.

Своеобразной чертой экономического развития России к середине XVI в. стало сосуществование поместно-вотчинного землевладения светских и духовных феодалов в обжитых центральных районах и общинное крестьянское владение землей на малонаселенных окраинах. Главными формами феодальной эксплуатации по-прежнему оставались барщина123 в основном в поместьях, и оброк124, характерный для вотчин. Крестьяне попадали в зависимость от феодала путем экономического принуждения (получение в долг зерна, аренда земли, орудий труда и т. п.) или внеэкономического (захват населенной крестьянами земли феодалом, пожалование ее великим князем).

Продолжалось совершенствование ремесла и рост городов, которых к середине XVI в. насчитывалось около 160, и проживало в них 2 % 7-миллионного населения России. В Москве проживало около 100 тыс. жителей, в Новгороде и Пскове — по 25 тыс. Начинается специализация отдельных районов на производстве различных групп товаров. Это вело к активизации внутрироссийской торговли.

Общей тенденцией социального генезиса российского общества в XV—XVI вв. было усиление его корпоративности. Крестьяне делились на 3 группы: владельческие125; дворцовые126; черносошные (позже государственные)127. Все группы крестьян являлись податным (тяглым) населением, то есть платили государственные налоги — подати. К тяглым людям принадлежали также городские жители: ремесленники; купцы и др.

Крестьяне и горожане имели социальную организацию в форме крестьянских и посадских общин. Купцы имели корпоративные объединения (гости, гостинная и суконная сотни) и во многом были уравнены в правах с феодальными землевладельцами.Все корпоративные общины жили на принципах прямой общинной демократии. Верховная царская власть вступала в отношения не с каждым членом общества, что стало практиковаться в Европе, а лишь с избранной верхушкой общины. Причем эти отношения регулировались не законом, а идеей подданства. К нетяглому населению относились холопы (полные, докладные, кабальные, жилые), не имевшие своего хозяйства, работавшие и проживавшие на дворе феодала. Крупнейшей социальной группой были служилые люди. “По отечеству” — государственная служба по наследству: чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне); чины московские (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы); чины городовые (дворяне выборные, дворовые, дети боярские городовые) “По прибору” — взятые на службу по вербовке — стрельцы, пушкари и др. Все служилые люди не являлись собственниками земли, а были лишь ее владельцами и не представляли угрозы для верховной власти.

Вотчинник был сведен царской властью к помещику и лишен любого феодального иммунитета. В данной связи представляет интерес наблюдение Джайсла Флетчера, английского дипломата, посетившего Москву в 1588 – 1589 гг. Он писал, что в России правление “чисто тираническое”. Все действия клонятся к пользе и выгодам одного царя, и “сверх того самым явным и варварским способом”. Оба класса, “и дворяне, и простолюдины”, — писал английский дипломат, — в отношении к своему имуществу, “суть не что иное, как хранители царских доходов, потому что все нажитое ими рано или поздно переходит в царские сундуки (курсив наш — В. Р., Г.И)”.

Развитие системы приказов повлекло численное увеличение слоя государственной бюрократии. Постепенно она укрепила свои позиции в системе государственного управления и оттеснила от него старую аристократию — бояр, окольничих и др. Авторитет и место в обществе стали определяться не наличием собственности, не доходом и т.д., а занимаемой ступенькой в иерархии бюрократии.

К служилым людям относилось и казачество, сочетавшее в своей социальной организации воинскую дисциплину с вечевой демократией на принципах общины.

Многочисленным и влиятельным корпоративным объединением являлась церковь, обладавшая огромной собственностью. В то время, когда в Европе корпоративность церкви была разрушена Реформацией, в Московском государстве она, наоборот, усилилась.

В конце XV в. сложилась великорусская народность с центром в Северо-Восточной Руси. По мере включения в состав России народов Поволжья, Сибири, ориентированных на восточный тип развития, нарастала цивилизационная неоднородность общества. Однако царское правительство переносило сложившуюся в Великороссии государственно-правовую организацию на новые территории, часто не учитывая национальные особенности. Но, включая национальные районы в состав России, власть не делала их, в отличие от европейских держав, объектом беспощадного колониального ограбления. В хронологических и пространственных рамках Московского государства сложился феномен цивилизационного конгломерата России.

По форме политической организации российское централизованное государство было феодальной монархией. Во главе его стоял Великий князь, при котором существовал совет — Боярская дума, назначаемая самим же князем. Причем члены Думы одновременно возглавляли и какую-нибудь отрасль исполнительной власти. Местное управление осуществлялось назначенными Великим князем из бояр наместниками в уездах и волостелями в волостях. За свою службу они получали от князя право кормления — получение натурального и денежного доходов с населения управляемой территории. В 30 – 50-е годы XVI в. была проведена губная реформа, в ходе которой из суда наместников были изъяты дела о разбойниках, ворах и переданы в органы местного управления — губы, в которых в последующем было сосредоточено все местное управление. С начала XVI в. стали появляться приказы. Они состояли из боярина, которому была поручена какая-то область управленческих дел, и окружавших его функционеров — дьяков и подьячих. К 1525 г. всего насчитывалось около 10 приказов.

Новая система социальных и политических отношений в ценг-рализованном государстве юридически была закреплена в Судебнике 1497 г. Этот сборник законов регламентировал: компетенцию различных государственных лиц и органов в решении всевозможных дел и вопросов; защиту жизни и имущества феодалов и священнослужителей; взаимоотношения феодалов с зависимым населением; судебные отношения и другие вопросы. В Судебнике 1497 г. феодальное государство делает первый шаг в оформлении крепостного права. В условиях относительного дефицита рабочих крестьянских рук и значительной массы свободных земель великокняжеская власть предпринимала меры по прикреплению крестьян к земле в интересах служилого дворянства (помещиков). Если до 1497 г. крестьянин, рассчитавшись с феодалом, мог уйти от него в любое время, то теперь ст. 57 Судебника разрешала делать это лишь в течение недели до Юрьева дня — 26 ноября, когда закончены все полевые работы, и одной недели после, уплатив предварительно “пожилое” феодалу за проживание на его земле

Военная организация была важнейшей составной частью государственного аппарата централизованного государства в России. Общегосударственное войско, кроме великокняжеского двора, бывшего при князе постоянно, собиралось в случае войны или раз в два-три года на смотры. По данным Н.М.Карамзина, при Иване III в войске было: дворянской конницы — около 300 тысяч; сельских ратников-ополченцев — 60 тысяч; немецких наемных пехотинцев 2 тысячи. С.М. Соловьев указывал, что при Василии III численность войска достигала 400 тысяч. К началу XV в. в пограничных городах появляются городовые казаки. Артиллерия, первое упоминание о которой на Руси относится к обороне Москвы от хана Тохтамыша в 1382 г., находилась в основном на городских укреплениях.

Образование централизованного Московского государства сопровождалось формированием и развитием культуры великорусской народности. Прежде всего, быстро расширялись социальные границы грамотности, вплоть до черносошного крестьянства. К концу XVI столетия только среди взрослого мужского населения Москвы уровень грамотности достигал 24 процентов. Растущая потребность в книгах обусловила в 50-х гг. XVI в. начало книгопечатания в России. Из стен созданного по распоряжению Ивана Грозного царского печатного двора вышли первые русские печатные книги: “Апостол”, “Часослов”, “Псалтырь”. Всего в XVI в. было издано около 20 русских книг и 26 переводных изданий. Первыми книгопечатниками были Иван Федоров и Петр Мстиславец. С 1600 г. для информирования царского правительства о зарубежных событиях Посольским приказом издавалась первая рукописная газета “Куранты”. В XVI в. в городах создаются школы, где изучают арифметику, грамматику и другие науки. В сельской местности в домах священников создавались училища для обучения детей православных христиан. Первый епископ Пермской области Стефан, присланный из Москвы в XIV в., кроме обращения в православную веру зырян ((коми), разработал для них азбуку, т. е. создал письменность для этого народа. В начале XVII столетия царь Борис Годунов отправил для обучения за границу первых русских студентов.

В литературе периода образования централизованного государства господствовали идеи необходимости укрепления единства русских земель, их защиты от врагов, патриотизма. Наиболее значимыми литературными памятниками русского позднего средневековья стали: “Задонщина» (2-я половина XIV в.); “Житие Сергия Радонежского” (XV в.); 10-томный “Лицевой летописный свод” (середина XVI в.); “Новая повесть о преславном Российском царстве” (начало XVII в.).

В XIV столетии начинается создание московской школы каменного зодчества. При Иване Калите в Кремле были построены первые 4 каменных храма, не дошедших до нашего времени. В XV — начале XVI в. итальянские инженеры, взяв за образец древнерусские храмы, совместно с русскими зодчими возвели в Кремле Успенский (1479 г.), Благовещенский (1489 г.), Архангельский (1508 г.) соборы. В 1561 г. мастера Барма и Постник завершили строительство Покровского собора (храм Василия Блаженного). Усилиями великих князей, русских зодчих и итальянских инженеров Москва превращается в одну из мощнейших средневековых крепостей. В 1367 г. Дмитрий Донской возвел в Москве белокаменный Кремль. В 1425 —1495 гг. был возведен современный Московский кремль (Марк Руффо, Антонио Джиларди и др.). В 1535 – 1538 гг. торгово-ремесленный посад Москвы был окружен стеной Китай-города. В 1585 – 1593 гг. Федор Конь построил третью линию каменных укреплений — Белый город. Четвертую линию укреплений составлял Земляной вал с деревянной стеной, насыпанный в конце XVI в. С Московским княжеством связаны имена замечательных русских живописцев — Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия.

Господствующим течением в официальной идеологии стало иосифлянство, закрепившее на длительный период союз церкви и государства. Основателем и духовным вождем его был игумен волоколамского Успенского монастыря Иосиф Волоцкий (1440—1515 гг.). Основные идеи иосифлянской концепции заключались в: отстаивании права церкви на феодальное владение землей, имуществом и крепостными; обосновании божественного происхождения царской власти; обеспечении союза самодержавия, властвующего над телом человека, и церкви, владеющей душой. Важное место в идеологии молодого Российского государства заняла концепция “Москва — Третий Рим”. Ее авторами являлись митрополит Зосима и старец московского Елизарьева монастыря Филофей. В своих обращениях к московским князьям они утверждали, что Москва является наследницей павших христианских Рима и Константинополя и призывали крепить могущество Московского государства, которому в преддверии ожидавшегося в 1492 г. конца света суждено было стать единственным и последним прибежищем всех истинных, т. е. православных, христиан.

Главными противниками иосифлян выступали нестяжатели. Их глава монах Нил Сорский (1433—1508 гг.) утверждал, что монахи должны жить своим трудом, заниматься духовным самосовершенствованием, и выступал против иерархической организации церкви. Последователями Нила Сорского стали родственник Рюрикопичей князь Вассиан Патрикеев, постригшийся в монахи, и афонский монах Максим Грек, игумен Артемий Троицкий. Против имущественного и политического могущества церкви выступали участники ересей “стригольников” в Новгороде (конец XIV в.) и новгородско-московской, или жидовствующей, поскольку она признавала приоритет Ветхого завета перед Новым заветом (конец XV в.). Эти ереси были во многом схожи с Реформацией. Лидеры еретического движения дьяки Матвей Башкин, Федор Курицын, беглый холоп Феодосии Косой провозглашали: свободу воли; необходимость практической созидательной деятельности, а не только духовного самосовершенствования; неприятие монашества, церковных обрядов и иерархии; отрицание троичности божества.

Идеологическая и политическая борьба окончилась победой и утверждением иосифлянских идеалов, ссылками и казнями противников руководства церкви. Подчеркивая объективную обоснованность союза иосифлянского руководства церкви и великих московских князей, С.М. Соловьев писал, что когда московские князья начали стремиться к единовластию, то стремления их совершенно совпали со стремлениями духовенства, можно сказать, что вместе с мечом светским, великокняжеским против удельных князей постоянно был направлен меч духовный.

Православие оказало огромное влияние на формирование ментальности московского общества. В нем утвердились идеал общества социального равенства с укором к богатым; идея общего, коллективного спасения, а не личного, как в протестантизме; приоритет духовного совершенства личности. Идея соборности подразумевала полифоничность, неделимую целостность мира, в котором нельзя переменить какую-то его часть — власть, законы, порядки и т.д. Все это имело далеко идущие последствия для русского и других народов России.

Особый период в истории России — время Ивана Грозного. После смерти Василия III верховная власть была сосредоточена в руках его жены Елены Глинской (1533 – 1538 гг.) и ее фаворита князя И. Телепнина-Оболенского. В 1538 – 1543 гг., в малолетство Ивана Грозного, идет борьба за власть между боярскими родами Шуйских и Бельских. Она сопровождалась разорением крестьянских хозяйств, потерей русских земель в войнах с татарами и Литвой, истощением государственной казны. В этих условиях у большинства московского общества, в первую очередь дворян, крестьян и посадского населения, стало активно формироваться стремление к возрождению централизованной власти, при этом надежды возлагались на подрастающего Ивана IV. В 1543 г. 13-летний Иван приказал казнить главу рода Андрея Шуйского и отправил в ссылку многих участников боярских усобиц. В 1547 г. Иван IV (1547 – 1584 гг.) венчался шапкой Мономаха на царство, впервые московский князь официально наделялся титулом царя, что подчеркивало новое качественное состояние Московского независимого государства. До этого титул царя имели древнеперсидские владыки, византийские императоры и ханы Золотой Орды.

Вокруг молодого царя собрался кружок единомышленников — Избранная рада. Фактически она стала правительством и возглавлялась фаворитом царя Алексеем Адашевым и придворным священником Сильвестром. Опираясь на Избранную раду, пытаясь найти компромисс между интересами различных социальных групп и на этой основе покончить с боярским всевластием, Иван Грозный, одержимый идеей неограниченного самодержавия, провел в 1549—1560 гг. ряд реформ, существенно изменивших облик московского общества.

В 1549 г. был созван I Земский собор представителей различных социальных групп от всех областей государства. Собор, работавший под руководством царя, принял решение о подготовке нового судебника и запретил боярам-наместникам судить дворян, что значительно упрочило положение дворянства. Поскольку данных о выборах членов собора нет, они, очевидно, назначались царем, собор созывался им же, а его решения носили лишь рекомендательный характер для самодержца. Таким образом, можно предположить, что Земские соборы (созывались до конца XVII в.) не носили характер сословно-представительных учреждений европейского типа и не являлись зародышами парламентской демократии. Земские соборы были советом верховной власти с верхушкой корпоративных общин, носящим во многом отпечаток общинной демократии.

Новый судебник был принят в 1550 г. Он подтверждал право Юрьева дня, но увеличивал размер “пожилого” феодалу. Усиливалась центральная государственная власть и ограничивались в правах наместники. Предоставлялось право выборным от народа — старостам, сотским — участвовать в судах. Ограничивались источники полного холопства.

В ходе военной реформы было подорвано местничество128 в военном руководстве; сформировано стрелецкое войско (3 тысячи человек), существовавшее вначале как личная охрана царя; организационно сформировалась в самостоятельный род войск артиллерия, которая начала быстро расти количественно и качественно. К концу царствования Ивана Грозного ее численность составляла около 2 тысяч стволов. В 1556 г. было принято “Уложение о службе”. Оно устанавливало единый порядок организации воинской службы. Каждый феодал был обязан выставить одного конного воина от 150 десятин своей земли. За невыполнение налагался штраф. Это позволило увеличить численность дворянской конницы. Устанавливалось твердое денежное довольствие на период несения службы.

В 1551 г. состоялся Стоглавый собор — собрание иерархов Русской православной церкви, решения которого были сведены в 100 глав. Иван IV намеревался провести через собор решение о секуляризации129 церковных земель. Однако это ему не удалось, хотя церкви было запрещено расширять земельные владения без разрешения царя.

Была сделана неудачная попытка испомещения (наделение поместьями) в Подмосковье “избранной тысячи”, т.е. 1000 верных царю молодых дворян, готовых по вызову царя безотлагательно прибыть в столицу.

Иван IV ввел новую единицу обложения налогом — “большая соха”. Ее размер регулировался в зависимости от качества земли и сословной принадлежности. Были установлены следующие квоты налога: служилые феодалы (дворяне) — с каждых 800 четвертей земли130; церковные — с 600; черносошные крестьяне — с 500.

В ходе приказной реформы была создана стройная система исполнительной власти и управления, включавшая 22 приказа: Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Посольский и др. К 1556 г. была ликвидирована система кормления и местная власть переходит от наместников и волостелей из бояр к губным старостам, обычно избиравшимся из провинциальных дворян.

В целом реформы середины XVI в. проводились феодальным государством за счет крестьянства и боярства, в интересах дворянства для усиления централизованной самодержавной власти царя.

Годы реформ ознаменовались заметными успехами на международной арене. В 1552 г, русское войско во главе с царем завоевало Казанское ханство. В 1556 г. Москва покорила Астраханское ханство, установив свое господство по всему Поволжью и течению р. Кама. Утверждение в междуречье Волги и Камы открыло России пути для освоения Сибири, которое началось в 1581– 1582 гг. походом атамана донских казаков Ермака Тимофеевича. В 1558 г. Иван Грозный, стремясь выйти на побережье Балтики, начал войну против Ливонии, на стороне которой выступили Польша и Великое княжество Литовское, объединившиеся в 1569 г. в единое государство Речь Посполита, а также Швеция. На первом этапе войны (до 1561 г.) Россия разгромила Ливонский орден, взяла Нарву, Юрьев и около 20 ливонских городов. На втором этапе (до 1578 г.) русские войска вели борьбу с переменным успехом, заняв несколько прибалтийских городов и освободив древний русский город Полоцк. На третьем этапе (1579 – 1583 гг.) русские войска вели оборону Пскова от армии польского короля Стефана Батория и шведов. Завершилась война подписанием невыгодных для России (она лишилась выхода к Балтийскому морю) Ям-Запольского и Плюсского перемирий.

В 1560 г. во внутренней политике Ивана Грозного происходят резкие перемены. Сильвестр и А.Адашев попадают в опалу, а Избранная рада прекращает свое существование. Есть основания предполагать, что царь увидел в деятельном правительстве угрозу своему единодержавию и решил ускорить процесс централизации власти. В конце 1564 г. царь уехал из Москвы на богомолье, а в январе 1564 г. Иван IV прислал московскому люду письмо, в котором обвинял боярство и высшее духовенство в измене и отказывался от трона. В сознании средневекового русского человека все это представлялось божьей карой. Отозвавшись на мольбы народа, царь вернулся на престол, но для борьбы с изменниками учредил опричнину. Необходимо подчеркнуть, что опричнина как историческое явление получило неоднозначную оценку в отечественной историографии (см. табл.5)

Таблица 5