logo
МВД Т

К читателям

“Historia est magistra vitae”1. ..

И здесь закономерность. Жизнь подтвердила правоту мудрости древних…. Люди, если они хотят оставаться людьми, а не человекоподобными, не могут не “оглядываться” назад. Можно, конечно, спорить, но трудно не согласиться с зарубежным писателем Дж. Оруэллом, который утверждал, что тот, кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее.

Жизнь многих поколений утвердила аксиому: право на будущее имеет только тот, кто никогда не забывает своего прошлого.

Ведь прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Поэтому становится ясным, почему люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответы на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте, любви к Отечеству.

Выдающийся русский историк профессор Московского университета В.О.Ключевский (1841 – 1911 гг.) остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя, и говорят о том, что, что история никому и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый ученый, блестящий острослов писал: ”Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учти даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение”. Хотелось бы напомнить еще один афоризм: ”Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем”.

И вполне закономерно, что в соответсвии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования всем вузам страны вменено в обязанность преподвание учебной дисциплины “Отечественная история” в качестве обязательной.

Авторы подготовили данное учебное пособие таким образом, что темы, освещенные в нем, по объему неравнозначны. Критерий, из которого мы исходили при этом, — акцентирование внимания обучающихся на наиболее сложных проблемах для усвоения. Проблемы же установлены эмпирическим путем за годы нашей многолетней педагогической практики в высшей школе. Отдельные положения, обобщения, а также и дискуссионные тезисы, излагаемые в данном учебном пособии, уже “конституированы” в ряде крупных изданий учебного характера, в подготовке которых мы приняли непосредственное участие2.

В целях облегчения самостоятельной в работы мы снабдили данный труд обширной библиографией, и понятийно-категориальным аппаратом, а также некоторыми приложениями.

“Отечественная история”— сложная наука и сложная учебная дисциплина. Но людям вообще, а молодежи в особенности, тем более в XXI веке, начало которого сулит Родине нашей, по крайне мере, в ближайшей перспективе, непростое время, необходимо как воздух “оглядываться назад”. Спрашивается, зачем? Затем, чтобы научиться у своих предков правильно действовать, не повторять их ошибок, использовать их достоинства и достижения.

История — наука, которая несет в себе воспитательный заряд огромной силы. Ее нельзя изучать механически, не осмысливая и переосмысливая деяния предков наших. Наверное, именно к исторической науке более всего подходит оригинальный афоризм великого Конфуция: “Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения”. Нелишне вспомнить и глубокозначимое высказывание французского поэта Поля Валери о том, что история — самый опасный продукт интеллектуальной деятельности человека.

Не случайно, все тоталитарные политические режимы в истории мировых цивилизаций уделяли самое пристальное внимание манипулированию историческим сознанием.

Поэтому мы должны особо подчеркнуть следующее обстоятельство: авторы данногоьучебного посбия в своих научных исследованиях всегда занимали государственно-патриотическую позицию. Даже в начале 1990-х годов, когда слово “патриотизм”, мягко говоря, было не в особой чести (судя по всему, сегодня это наваждение проходит…). Причем, государственно-патриотическое чувство усилено многократно тем, что мы принадлежим к офицерскому корпусу России. Да простят нас читатели за некоторую излишнюю долю пафоса, но позволим высказать в данной связи гражданское и научное кредо авторов.