К читателям
“Historia est magistra vitae”1. ..
И здесь закономерность. Жизнь подтвердила правоту мудрости древних…. Люди, если они хотят оставаться людьми, а не человекоподобными, не могут не “оглядываться” назад. Можно, конечно, спорить, но трудно не согласиться с зарубежным писателем Дж. Оруэллом, который утверждал, что тот, кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее.
Жизнь многих поколений утвердила аксиому: право на будущее имеет только тот, кто никогда не забывает своего прошлого.
Ведь прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Поэтому становится ясным, почему люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответы на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте, любви к Отечеству.
Выдающийся русский историк профессор Московского университета В.О.Ключевский (1841 – 1911 гг.) остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя, и говорят о том, что, что история никому и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый ученый, блестящий острослов писал: ”Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учти даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение”. Хотелось бы напомнить еще один афоризм: ”Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем”.
И вполне закономерно, что в соответсвии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования всем вузам страны вменено в обязанность преподвание учебной дисциплины “Отечественная история” в качестве обязательной.
Авторы подготовили данное учебное пособие таким образом, что темы, освещенные в нем, по объему неравнозначны. Критерий, из которого мы исходили при этом, — акцентирование внимания обучающихся на наиболее сложных проблемах для усвоения. Проблемы же установлены эмпирическим путем за годы нашей многолетней педагогической практики в высшей школе. Отдельные положения, обобщения, а также и дискуссионные тезисы, излагаемые в данном учебном пособии, уже “конституированы” в ряде крупных изданий учебного характера, в подготовке которых мы приняли непосредственное участие2.
В целях облегчения самостоятельной в работы мы снабдили данный труд обширной библиографией, и понятийно-категориальным аппаратом, а также некоторыми приложениями.
“Отечественная история”— сложная наука и сложная учебная дисциплина. Но людям вообще, а молодежи в особенности, тем более в XXI веке, начало которого сулит Родине нашей, по крайне мере, в ближайшей перспективе, непростое время, необходимо как воздух “оглядываться назад”. Спрашивается, зачем? Затем, чтобы научиться у своих предков правильно действовать, не повторять их ошибок, использовать их достоинства и достижения.
История — наука, которая несет в себе воспитательный заряд огромной силы. Ее нельзя изучать механически, не осмысливая и переосмысливая деяния предков наших. Наверное, именно к исторической науке более всего подходит оригинальный афоризм великого Конфуция: “Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения”. Нелишне вспомнить и глубокозначимое высказывание французского поэта Поля Валери о том, что история — самый опасный продукт интеллектуальной деятельности человека.
Не случайно, все тоталитарные политические режимы в истории мировых цивилизаций уделяли самое пристальное внимание манипулированию историческим сознанием.
Поэтому мы должны особо подчеркнуть следующее обстоятельство: авторы данногоьучебного посбия в своих научных исследованиях всегда занимали государственно-патриотическую позицию. Даже в начале 1990-х годов, когда слово “патриотизм”, мягко говоря, было не в особой чести (судя по всему, сегодня это наваждение проходит…). Причем, государственно-патриотическое чувство усилено многократно тем, что мы принадлежим к офицерскому корпусу России. Да простят нас читатели за некоторую излишнюю долю пафоса, но позволим высказать в данной связи гражданское и научное кредо авторов.
- Министерство внутренних дел
- К читателям
- Россия — наша страна, и мы ее частица. И в конечном итоге именно мы отвечаем за все, что произошло или может произойти.
- «Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений». Удачи!
- История как наука: некторые вопросы теории и методологии
- 1. Дворянский (XVIII — сер. XIX в.).
- 2. Либеральный (XIX – начало хх в.).
- 3. Послеоктябрьский этап развития российской исторической науки.
- 4. С середины 80-х годов начался этап утверждения цивилизационного подхода к истории.
- Источники и литература
- Раздел I. От руси изначальной к руси удельно-княжеской (первое тысячелетие н. Э. – XIV вв.)
- Основные этапы формирования древнерусской государственности
- Рост числа удельных княжеств на Руси (XII – XIV вв.)
- Взгляды некоторых ученых на проблему монголо-татарского ига
- Источники и литература
- Раздел II. «московия»: от централизации к веку «бунташному» (XV – XVII вв. )
- 1. Формирование централизованных национальных государств, что наиболее характерно было для Франции и Англии.
- Генезис Московского централизованного государства
- Взгляды крупных отечественных историков на опричнину
- Источники и литература
- Раздел III. Эра петра великого: прорыв в модернизационное пространство (1689 – 1725 гг.)
- Источники и литература
- Раздел IV. Россия без петра (1725 – 1762 гг. )
- Источники и литература
- Раздел IV. «век золотой екатерины» и политические экспромты павла I (1762 – 1801 гг.)
- Источники и литература
- Раздел VI. Россия в первой половине XIX века: попытка жить по-европейски и победа русского бюрократизма
- Программные положения Северного и Южного общества декабристов
- Меры правительства Николая I по ограничению власти помещиков над крепостными (1827-1848 гг.)
- Источники и литература
- Раздел VII. Россия императорская: по спирали реформ и контрреформ (вторая половина xiXв.)
- Основные ежегодные расходы городов с 1770 по 1880 гг.
- Структура судов России
- Сходство и отличия судов Российской империи в сравнении с европейскими странами в XIX в.
- Cбор государственных налогов с различных слоев населения в конце 50 - начале 60-х гг. XIX века (в %)
- Cумма бюджета России и стран Европы на душу населения (в руб.)
- Мировое производство стали в конце XIX в. (млн. Пудов)
- Источники и литература
- Раздел VIII. Вооруженная борьба россии с западной и восточной экспансией
- Расходы и расходы по внешней защите страны (млн руб)
- Основные статьи расходов военного министерства России (млн. Руб.)
- Численность военно-учебных заведений России
- Источники и литература
- Понятийно-категориальный аппарат а
- Приложения
- Москвичи глазами Джаса Флетчера, английского дипломата, посетившего Москву в 1588 – 1589 гг.
- Россия. Век XVIII. Исторические персоналии: штрихи к эскизам исторических портретов петр I
- А.Д. Меншиков
- Петр II
- Анна иоановна
- Эрнест иоганн бирон
- Елизавета
- Княгиня екатерина дашкова
- Петр III
- Екатерина великая
- Г. Потемкин
- Григорий орлов
- А.В. Суворов
- Павел первый
- Из манифеста е.И. Пугачева от 28 июля 1774 г.
- Россия. Век XIX. Исторические персоналии: штрихи к эскизам исторических портретов а.С. Пушкин
- М.Ю. Лермонтов
- Александр I
- М.И. Кутузов
- П. Багратион
- Барклай де толли
- А. Ермолов
- Н.А. Дурова
- А.А. Аракчеев
- Николай I
- М. Лунин
- С. Муравьев-апостол
- П.Пестель
- М.И. Глинка
- А.М. Горчаков
- Л.Н. Толстой
- Телеграмма министра иностранных дел об убийстве Александра II, циркулярно распространенная по всей Российской империи в ночь на 2 марта 1881 г.
- I. Белое:
- II. Монашествующее:
- 1860 Г.
- 1861 Г.
- 1868 Г.
- Оглавление