logo
МВД Т

Численность военно-учебных заведений России

Военно-учебные заведения

1863

1881

1910

1914

Военные академии

3

6

6

6

Специальные учебные заведения

-

-

5

5

Пажеский корпус

1

1

1

1

Кадетские корпуса

15

1

28

28

Военные училища

2

4

8

19

Юнкерские училища

-

16

8

-

Военные гимназии

-

18

-

-

Военные прогимназии

-

8

-

-

Начальные училища военного ведомства

18

-

-

-

Военные начальные школы

13

-

-

-

Технические, оружейные, топографические, фельдшерские

1

2

12

13

Однако русское армейское офицерство находилось в тяжелом материальном положении. Отличительной особенностью армии царской России являлось то, что офицерский корпус всегда получал низкое денежное содержание, по сравнению с другими странами Западной Европы. Так, если подпоручик в царской армии в 1892 г. получал 677 рублей в год, то подпоручик в армиях Австро-Венгрии, Германии, Франции получал соответственно 895, 915, 936 рублей в год.

1 января 1874 г. Александр II утвердил Устав о воинской повинности, который стал правовым актом по введению принципа всесословной воинской повинности, изменению порядка комплектования армии и флота и прохождения воинской службы, по определению статуса военнослужащего российской армии и флота.

Согласно новому Уставу, к службе формально привлекались все мужчины по достижении 20-летнего возраста. От нее освобождались студенты, врачи, учителя, инородцы. От призыва из запаса в армию, действующие команды флота и от службы в государственном ополчении освобождались “все штатные должности первых четырех классов безусловно”. Не призывались также в определенных случаях по состоянию здоровья и по семейному положению. В целом по стране на военную службу шло не более 30% призывников.

Срок действительной службы в сухопутных войсках был определен в 6 лет и 9 лет в запасе (всего 15), на флоте соответственно — 7 и 3 (10).

Составной частью реформы стало укрепление военной промышленности и техническое переоснащение армии и флота. На вооружение пехоты стала поступать нарезная винтовка системы Бердана, которая была разработана американским конструктором X.Берданом с русскими офицерами А.П.Горловым и К.И.Гунниусом. После более 30 усовершенствований и замены откидного затвора скользящим, она получила известность как малокалиберная, казнозарядная, нарезная винтовка Бердана № 2. В 90-е гг. была принята на вооружение знаменитая “трехлинейка”.

Следовательно, была проведена не просто реорганизация армии и флота, а военная реформа в государстве, которая изменила положение вооруженных сил и отношение (в прямой или косвенной форме) к вопросам обороноспособности страны в обществе.

Проведенные преобразования изменили армию. Реформа тесно была увязана с положением России на международной арене.

Началась передислокация войск на западные границы в связи с укреплением Германии и образованием Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия). Таможенная и экономическая борьба России и Германии, рост напряженности в отношениях последней и Франции привели к сближению России и Франции.

Политика Александра III и Николая II была направлена также на укрепление сложившегося (территориально, этнически) государства. Проводилась в определенной степени русификация Польши, Финляндии, регионов Средней Азии и Кавказа. Делая упор на русский язык, на мессианскую роль русских и России, на православие и поддерживая великодержавные идеи крайних националистов, Николай II усилил центробежные тенденции в цивилизационно неоднородном, многонациональном обществе.

В стране росла социальная напряженность, чему способствовала также тяжесть налогового бремени (особенно в центральных великоросских и ма-лоросских губерниях) в условиях проведения первой индустриализации и железнодорожного строительства. Бурный рост промышленности формировал социальные слои промышленного пролетариата, научно-технической, творческой интеллигенции и устои индустриального общества, которые входили в противоречие с традиционным укладом жизни основной массы населения страны.

Последствия войн и их влияние на внутреннюю жизнь страны, как и влияние экспансии стран Запада, отразились на усилении политической борьбы между партиями “войны” и “мира”. Министры финансов, как правило, предостерегали царя от тяжелых финансовых последствий войн. Но власть капитала (движущая сила индустриального общества) стала преобладать в мотивации деятельности правящих кругов. В полной мере влияние партии “войны” проявилось при ведении Кавказской войны (1817 – 1864 гг.) и присоединении территорий Средней Азии.

Цивилизационное противостояние, противоречия между ведущими государствами Европы и России активизировали теоретические разработки проблем войны и мира в стране. Г.А.Леер, Н.Корф, Н.П.Михневич, Д.Ф.Масловский и другие разрабатывали и освещали проблемы военной стратегии России, историю войн и военного искусства. Во второй половине XIX в. в стране было более 50 изданий военно-технической направленности. В начале XX столетия на страницах периодической печати (до запрещения Николаем II) прошла дискуссия о национальной военной доктрине. В ней активное участие приняли А.К.Баиов, М.Д.Бонч-Бруевич, А.В.Геруа, Н.Н.Головин.

Таким образом, войны XIX в. для нашей страны были вызваны проявлением тенденций в развитии стран Европы и России, экспансионистской политики стран, вступивших в индустриальную стадию развития. Войны для нашей страны перемещались с Запада на Юг и Восток вследствие усиления экономической и военной мощи стран западной цивилизации.

Войны свидетельствуют о постепенном процессе исключения России из механизмов влияния на положение дел в Европе. Россия на дипломатическом и политическом поприщах лишалась результатов военных побед (в начале века по воле российского императора, впоследствии — по воле западных стран), у нее с 1830 – 40-х гг. отсутствовали союзники в решении территориальных, национальных (в т.ч. славянских) проблем, в достижении экономических интересов страны.

На протяжении века произошла переориентация внешней и военной политики России. От миротворца и защитника правящих режимов (дворов) к свободе выбора союзников и стремлению решать международные проблемы мирным путем, затем — к курсу по сдерживанию военной опасности в Европе и расширению своего влияния на Кавказе и Средней Азии, на Дальнем Востоке. Была сформирована и проводилась в жизнь религиозно-национальная идея самобытности страны и миссионерская идея быть на стороне и защитником более слабого народа (государства). На официальном уровне в определенной мере отстаивались идеи панславизма.

Итоги войн, тенденции развития российского общества в контексте развития стран западной и восточной цивилизаций повлияли на военное строительство:

Проведены крупномасштабные военные реформы по созданию массовой регулярной армии на принципе всесословной воинской по вития стран западной и восточной цивилизаций повлияли на военное строительство.

Сформированы механизмы обеспечения защиты страны всеми структурами общества; были заложены основы современной государственной военной промышленности.

Сохранились традиционные для России основы воспитания военнослужащих при меняющихся структурах их подготовки.

Экспансия стран западной цивилизации и вооруженная борьба с ней во многом определили как направленность внешней и внутренней политики правящих кругов России, так и выбор российским обществом цивилизационного пути развития в начале XX столетия.