logo
МВД Т

3. Послеоктябрьский этап развития российской исторической науки.

Он характеризовался утверждением и господством в российской исторической науке формационного подхода. Первым из профессиональных русских историков широко стал применять в своих научных изысканиях формационный подход руководитель Института красной профессуры М.Н. Покровский (1868 – 1932 гг.). Основатель советской исторической школы, положив в основу своих исследований теорию марксизма и изучение социальной структуры общества и классовой борьбы в нем, рассматривал исторический процесс как последовательную смену первобытно-общинной, феодальной, капиталистической стадий развития. Формационный подход позволил российским историкам послеоктябрьского этапа преодолеть ряд ошибок предшествующих им поколений ученых. Так, было достигнуто диалектическое единство в определении соотношения внешних и внутренних факторов исторического развития России, совершен отход от абсолютизации роли личности в истории.

Политические и социальные изменения в стране в послевоенный период (50 – 70-е гг. XX в.) обусловили появление и других, немарксистских концепций исторического развития. Следует особо упомянуть о концепции этногенеза и теории пассионарности доктора исторических наук, доктора географических наук Л.Н.Гумилева, в корне отличающейся от формационного подхода. Данный историк принадлежал к так называемой “евразийской школе”, утверждающей изначальную общность исторических судеб России и Азии, в отличие от “врожденных” противоречий с Европой. Базой теоретических построений Л.Н.Гумилева являлась идея пассионарности этносов, то есть их способности совершать активные исторические действия и заражать этой активностью окружающие этносы, нации и народности. Иными словами, передавать им свою “историческую активность”. По мнению ученого, зарождение пассионарности различных этносов (народов) в пространстве и во времени обусловливалось неравномерностью распространения по поверхности Земли космической энергии. Л.Н. Гумилев полагал, что исторический период существования этноса продолжается 1200 лет, в ходе которых этнос проходит последовательно фазы: пассионарный толчок; подъем; акматическая фаза; надлом; инерционная фаза; обскурация; гомеостаз; депопуляция. Для каждой фазы характерна определенная активность “исторического поведения” того или иного этноса. При этом важнейшей чертой исторического процесса считается способность этносов, зараженных пассионарностью, передавать на определенных фазах этногенеза часть своей энергии (пассионарности) другим этносам.

Можно по-разному относиться к взглядам Л.Н. Гумилева. Но они, безусловно, заслуживают изучения, хотя бы потому, что представляют сегодня один из немногих оригинальных подходов к изучению отечественной истории.