logo search
ИПО

Становление социальной организации человечества. Праобщина.

Историческая реконструкция первоначального человеческого общества представляет самую сложную проблему истории первобытного общества и судить о нем можно только по косвенным данным. Это, с одной стороны, сведения о стадных взаимоотношениях у обезьян, с другой – некоторые факты археологии и антропологии, а также этнографии.

Начальную организацию общества обычно называют первобытным человеческим стадом или праобщиной. Ее начало, очевидно, совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества, а также с появлением искусственных орудий труда. Конечным рубежом эпохи праобщины было появление родового строя. Следовательно, конец эпохи праобщины совпадает с концом мустьерской эпохи, с переходом от раннего к позднему палеолиту.

Праобщина не была застывшей во времени формацией, единообразной формой. Поэтому различают раннее стадо древнейших людей и более позднюю праобщину неандертальцев.

Праобщина представляла собой, по-видимому небольшую группу людей. Мало вероятно, чтобы большая группа могла прокормить себя при слабой технической вооруженности и трудности добывания пищи. Численность ее, по-видимому, была скорее всего 20-30 членов. Возможно, что эти коллективы объединялись в более крупные, но это объединение могло быть только случайным. Жизнь праобщины скорее всего была оседлой.

Несомненно, что именно охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие первобытных человеческих коллективов. Однако это не является общим для всех разных исторических эпох и географических условий. Объектами охоты были различные животные в зависимости от фауны. В тропической зоне это были антилопы, тапиры, дикие быки и т.д. В более северных районах охотились на лошадей, оленей, кабанов, зубров; иногда убивали пещерных медведей и львов. В высокогорных районах добывали горных козлов, что видно из находок в пещере Тешик-Таш. Находки костей составляют остатки сотен, а иногда даже тысяч животных.

Охота в основном была загонной. Вооружение охотника того времени было слишком слабым, чтобы он мог убить крупное животное непосредственно. Вероятно, животных пугали огнем, шумом, каменьями и гнали к глубокому ущелью или большому обрыву. Животные падали, разбивались, и человеку оставалось только добить их.

Охота была наиболее крупным источником получения мясной пищи, чем ловля насекомых, земноводных, пресмыкающихся, мелких грызунов. Мясо, содержащее важнейшие для человеческого организма вещества – белки, жиры, углеводы, не только было сытной пищей, но и ускоряло рост и повышало жизнедеятельность первобытного человека.

Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в условиях общественных форм поведения. Это обстоятельство позволяет утверждать, что уже на самых ранних этапах истории первобытного общества имело место регулирование в добывании и распределении пищи, в половой жизни и т.д. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, который способствовал сохранению тех коллективов, в которых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь. Развитие загонной охоты, совместная защита от хищных животных, поддерживание огня способствовало консолидации праобщины, развитию сначала инстинктивных, а затем более осознанных форм взаимопомощи. Особенно большой в прогресс в этом приходится на заключительный этап существования праобщины – мустьерское время. Именно к этому времени относятся первые косвенные свидетельства заботы о членах коллектива – неандертальских погребениях. К этому же времени относят и возникновение религиозных представлений, культов животных.

Однако, на многих неандертальских черепах имеются прижизненные пробоины, в которых антропологи видят результат жестоких драк между членами коллектива. На стоянке Крапина в Югославии найдено множество костей древнего человека, обожженных и расколотых вдоль для извлечения костного мозга, что свидетельствует о существовании каннибализма.

Одной из основных линий борьбы биологических и социальных начал в праобщине были отношения по детопроизводству, или половые отношения. Прежде всего возникает вопрос: как же они были организованы? Известную, хотя, конечно, далеко не полную аналогию им можно видеть во взаимоотношениях приматов. Одни виды современных обезьян живут парными семьями, другие – так называемыми гаремными семьями, состоящими из десятка-другого особей во главе с крупным сильным самцом. Кроме вожака в семью входят молодые самцы, но обычно они не участвуют в размножении из-за невозможности выдержать соперничество с вожаком.

Можно предполагать, что более или менее сходные порядки существовали и в стадах предков человека. Часть ученых считает, что праобщина могла возникнуть только в результате растворения в ней зоологических семей и взаимной терпимости взрослых самцов, т.е. установления нерегламентированных, неупорядоченных половых отношений, или промискуитета. Сторонники этой гипотезы исходят из некоторых этнографических данных, а именно из известных многим отсталым племенам промискуитетным оргиастических праздников, в которых видят пережиток первоначальной свободы общения полов. Однако существует и другая точка зрения, по которой праобщина унаследовала от предшествовавших ей животных объединений гаремную семью со свойственной ей регламентацией половой жизни. Если это так, то праобщина должна была состоять из нескольких гаремных объединений, время от времени перегруппировывавшихся вследствие смерти их глав, драк из-за женщин и т.п. и вообще менее устойчивых, чем сама праобщина.