Движущие силы антропогенеза. Трудовая теория ф. Энгельса.
Распространяя на процесс происхождения человека действие закономерностей, Дарвин придавал наибольшее значение половому отбору. Согласно его теории, своеобразие физической организации человека по сравнению с приматами заключается в наличии морфологических особенностей, которые образовались в результате отбора женщинами индивидуумов, выделявшихся определенными преимуществами. Поэтому в процессе размножения такие мужчины оставляли наиболее многочисленной потомство, оказывая решающее влияние на развитие человеческого рода. Однако с точки зрения теории Дарвина трудно было объяснить изменения в таких особенностях, как объем мозга, подвижность кисти руки, пропорции тела, т.е. те признаки, которые с трудом фиксируются визуально. С трудом поддается объяснению, с точки зрения теории Дарвина, возникновение и усовершенствование членораздельной речи.
В последующие годы не было недостатка в теориях, пытавшихся объяснить своеобразие и выявить движущие силы человеческой эволюции. Многие ученые указывали на прямохождение как на решающий шаг при переходе от обезьяны к человеку, оказавший значительное воздействие на преобразование человеческой морфологии и непроходимой пропастью отделивший человека от животного мира. Другие приписывали решающую роль руке, справедливо считая, что обладание последней открывает перед человеком огромные перспективы в переделке окружающей природы. Наконец, третья группа гипотез придавала основное значение развитию мозга. Помимо выдвижения на первый план в процессе антропогенеза различных морфологических структур делались попытки распространить на человека некоторые результаты сравнительно-морфологических исследований на животными. Так возникли гипотезы антропогенеза, как, например, гипотеза “помолодения”, согласно которой своеобразие физического типа современного человека является следствием ускорения роста, а современный взрослый человек напоминает детеныша человекообразной обезьяны. Все эти гипотезы не учитывают полностью всех фактов, страдают односторонностью в освещении проблемы антропогенеза в целом и, что самое главное, основываются только на морфологических данных, и оставляют без внимания общественную природу человека.
Социальному фактору в происхождении человека придается решающее значение в трудовой теории антропогенеза, сформулированной Ф. Энгельсом в работе “Роль труда в процессе превращении обезьяны в человека”, написанной в качестве одной из глав его незаконченного труда “Диалектика природы”.
Сущность трудовой теории антропогенеза можно сформулировать одной фразой самого Энгельса: труд создал самого человека. Действительно, труд, трудовая деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей, в первую очередь в пище и защите от врагов, явились тем стимулом, который преобразовал облик и человека и создал общество. Непосредственные предки человека – антропоморфные обезьяны были наподобие большинства современных приматов общественными животными. Они совместно собирали пищу и оборонялись от хищников. Но воздействие их на окружающую среду принципиально не отличалось от воздействия других млекопитающих. Весьма вероятно, что они пользовались случайно подобранными камнями, палками и ветвями деревьев. Но это явление еще нельзя назвать настоящей трудовой деятельностью. Она началась тогда, когда возникла целеполагающая деятельность по изготовлению орудий из камня, кости и дерева, вероятно, чаще всего с помощью того же камня.
Постоянное употребление орудий открыло перед первобытным человеком возможность значительно более активного использования природных ресурсов для удовлетворения своих потребностей, в частности, в огромной степени расширило его пищевую базу, а также значительно увеличило силу первобытных коллективов в борьбе с хищниками. При этом постоянная совместная деятельность сплачивала первобытный коллектив, вызывала образование связей отдельных его членов в процессе производства. В конце концов усложнение общественной жизни и производственных навыков привело к необходимости обмена производственным опытом и передачи его следующему поколению. Появилась, как писал Энгельс, потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, возникновение языка произошло в процессе труда и есть следствие трудовой деятельности.
Теория Энгельса – единственная из всех существующих теорий антропогенеза, которая подчеркивает решающую роль общественного, социального в становлении человека, показывает, что без общества не было бы человека, объясняет происхождение мышления и речи. Однако, уделяя огромное внимание социальному фактору антропогенеза, Энгельс не оставляет без внимания и биологическую сторону явления. Он показывает значение выработки прямохождения, прогрессивного развития руки и мозга в эволюции семейства гоминид, роль мясной пищи в изменении биохимии человеческого организма и т.д. Его теория, следовательно, является синтезом социальных и биологических закономерностей в происхождении человека.
Следует подчеркнуть последнее обстоятельство. Не нужно думать, что с появлением человеческого общества биологические закономерности перестали иметь какое-либо значение. Наоборот, есть основания думать, что владение орудиями труда могло даже привести к некоторому усилению действия естественного отбора на ранних этапах антропогенеза. Во всяком случае вытеснение естественного отбора происходило очень медленно и постепенно и закончилось, по-видимому, лишь с появлением человека современного вида. Об этом свидетельствуют, в частности, значительное изменение физического типа человека на протяжении нижнего палеолита при малом прогрессе в технике и культуре и постоянство типа современного типа человека, несмотря на изменения в производстве и технике. По-видимому, начиная с эпохи позднего палеолита, прекратилась физическая реакция человека на изменения в производстве, сменившись более сложной зависимостью, опосредованной в процессе производства. Иными словами, только в эпоху позднего палеолита произошла замена естественного отбора социальными закономерностями, и с этой эпохи прогресс в области производства не зависел от каких-то морфологических преобразований, а определяется только развитием человеческого сознания.
Итак, период раннего палеолита, охватывающий первую часть истории первобытного общества, - период действия и естественного отбора, и социально-исторических закономерностей. Роль естественного отбора на протяжении этого периода постепенно уменьшалась, роль социального момента постепенно увеличивалась, пока в конце концов он не завоевал ведущее положение.
- История первобытного общества (ответы на вопросы)
- Предмет, содержание, задачи и значение истории первобытного общества.
- Проблемы периодизации и хронологии первобытного общества.
- Основные проблемы истории первобытного общества.
- Источники первобытной истории и их возможности в реконструкции первобытности.
- Преставления о первобытном состоянии человечества в древнем мире и средневековье.
- Эпоха Великих географических открытий и расширение этнографических знаний о первобытных народах.
- Становление истории первобытного общества как науки в 19 веке.
- Развитие первобытной археологии и палеонтологии в 20 веке.
- Первобытная история в ссср.
- Вклад белорусских археологов и этнографов в изучение первобытной истории.
- Место человека в живой природе.
- Движущие силы антропогенеза. Трудовая теория ф. Энгельса.
- Высшие ископаемые обезьяны и их роль в эволюции человека.
- Архантропы. История открытия. Морфологическая характеристика.
- Материальная культура, трудовая деятельность архантропов.
- Палеантропы. Локальные варианты неандертальского типа.
- Материальная культура палеантропов.
- Становление социальной организации человечества. Праобщина.
- Развитие мышления и речи.
- Истоки идеологических представлений у палеантропов.
- Проблема возникновения homo sapiens – человека современного вида.
- Время и место происхождения человека современного типа. Расогенез.
- Возникновение общинно-родового строя. Проблема происхождения экзогамии.
- Раннепервобытная община. Хозяйство и материальная культура.
- Экономические отношения и социальная организация в эпоху раннепервобытной общины.
- Брак и семья в раннепервобытной общине.
- Положительные знания в раннепервобытной общине.
- Возникновение искусства в раннепервобытной общине.
- Зарождение и ранние формы религии (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм и др.).
- Возникновение производящего хозяйства. Причины и предпосылки.
- Древнейшие центры земледелия в Старом и Новом Свете и время их возникновения.
- Технические достижения эпохи “неолитической революции”.
- Зарождение производственного хозяйства на территории Беларуси.
- Позднепервобытная община земледельцев-животноводов. Социально-экономические отношения.
- Брак и семья у ранних земледельцев-животноводов.
- Духовная культура позднепервобытной общины (положительные знания, основные тенденции в искусстве).
- Развитие мифологии и религиозных представлений в эпоху позднепервобытной общины.
- Языковое и этническое состояние в эпоху позднепервобытной общины.
- Предпосылки разложения первобытного общества.
- Открытие металлургии.
- Возникновение ремесел и интенсификация обмена.
- Предпосылки и этапы становления частной собственности.
- Классогенез.
- Возникновение государства и права - политогенез.
- Общинная и родоплеменная организация в эпоху разложения первобытного общества.
- Брак и семья в эпоху разложения первобытного общества.
- Духовная культура эпохи разложения первобытного общества.
- Этническое и языковое положение в эпоху разложения первобытной общины.
- Типы первобытной периферии и ее контакты с цивилизацией.
- Первобытное общество, остатки первобытности в современности.