logo
ИПО

Истоки идеологических представлений у палеантропов.

Не менее сложную проблему, чем развитие мышления и речи, составляет реконструкция идеологических представлений в праобщине. Большую роль в ее решении могут сыграть так называемые неандертальские погребения.

Костные остатки древнейших людей, известные современной науке, были найдены в переотложенном состоянии, что связано с тектонической деятельностью, которая приводила к нарушению и изменению взаиморасположения слоев земной коры. Первые костные остатки, дошедшие до нас в непотревоженном состоянии, датируются ашельским и мустьерским временем и принадлежат неандертальцам. Сейчас известно около 20 таких находок, расположение которых позволяет с уверенностью говорить о том, что это были преднамеренные захоронения. Почти все они обнаружены на периферии пещерных жилищ, в неглубоких ямах, вырытых или выдолбленных в каменном полу пещеры и засыпанных землей. Захороненные лежат на боку, в положении спящих.

Возникает вопрос: почему неандертальцы хоронили своих умерших? Некоторые ученые видят в этом заботу об умерших, смерть которых, возможно, еще не осознавалась полностью; косвенно об этом говорит положение погребенных. Определенную роль могли сыграть и санитарные соображения и стремление предотвратить некрофагию – поедание мертвецов.

Другие ученые видят в неандертальских захоронениях инстинктивные побуждения: с одной стороны, это делалось из опрятности, с другой – из привязанности к особям той же группы и, следовательно, стремления удержать их тела при себе. Обе эти точки зрения не исключают друг друга: с развитием праобщины инстинктивные побуждения все больше уступали место общественно осознанным правилам поведения.

Возникновение социальных связей и норм не единственно возможное объяснение мотивов неандертальских захоронений. Взять хотя бы тот факт, что костяки захороненных, как правило, ориентированы по линии восток – запад, т.е. их положение как-то связано с движением солнца. Ученые выдвинули предположение, что здесь мы видим зачатки солнечного культа.

Новейшие археологические данные подтверждают гипотезу о зарождении в коллективах неандертальцев зачатков религии. В пещере Базуа на северо-западе Италии найден напоминающий животное сталагмит, в который первобытные люди кидали комьями глины; судя по сохранившимся отпечаткам ног, этими людьми были неандертальцы. В пещере Регурду на юго-западе Франции, в мустьерских слоях обнаружено несколько искусственных сооружений из камня, где были погребены кости бурого медведя. Эти находки позволяют думать, что неандертальцу были уже не чужды какие-то элементы магии.

В то же время знания о мозге неандертальца свидетельствуют, что у него еще не могло быть сколько-нибудь оформившихся отвлеченных представлений и что, следовательно, даже простейшие из этих представлений могли зародиться в лучшем случае в позднемустьерское время.