Истоки идеологических представлений у палеантропов.
Не менее сложную проблему, чем развитие мышления и речи, составляет реконструкция идеологических представлений в праобщине. Большую роль в ее решении могут сыграть так называемые неандертальские погребения.
Костные остатки древнейших людей, известные современной науке, были найдены в переотложенном состоянии, что связано с тектонической деятельностью, которая приводила к нарушению и изменению взаиморасположения слоев земной коры. Первые костные остатки, дошедшие до нас в непотревоженном состоянии, датируются ашельским и мустьерским временем и принадлежат неандертальцам. Сейчас известно около 20 таких находок, расположение которых позволяет с уверенностью говорить о том, что это были преднамеренные захоронения. Почти все они обнаружены на периферии пещерных жилищ, в неглубоких ямах, вырытых или выдолбленных в каменном полу пещеры и засыпанных землей. Захороненные лежат на боку, в положении спящих.
Возникает вопрос: почему неандертальцы хоронили своих умерших? Некоторые ученые видят в этом заботу об умерших, смерть которых, возможно, еще не осознавалась полностью; косвенно об этом говорит положение погребенных. Определенную роль могли сыграть и санитарные соображения и стремление предотвратить некрофагию – поедание мертвецов.
Другие ученые видят в неандертальских захоронениях инстинктивные побуждения: с одной стороны, это делалось из опрятности, с другой – из привязанности к особям той же группы и, следовательно, стремления удержать их тела при себе. Обе эти точки зрения не исключают друг друга: с развитием праобщины инстинктивные побуждения все больше уступали место общественно осознанным правилам поведения.
Возникновение социальных связей и норм не единственно возможное объяснение мотивов неандертальских захоронений. Взять хотя бы тот факт, что костяки захороненных, как правило, ориентированы по линии восток – запад, т.е. их положение как-то связано с движением солнца. Ученые выдвинули предположение, что здесь мы видим зачатки солнечного культа.
Новейшие археологические данные подтверждают гипотезу о зарождении в коллективах неандертальцев зачатков религии. В пещере Базуа на северо-западе Италии найден напоминающий животное сталагмит, в который первобытные люди кидали комьями глины; судя по сохранившимся отпечаткам ног, этими людьми были неандертальцы. В пещере Регурду на юго-западе Франции, в мустьерских слоях обнаружено несколько искусственных сооружений из камня, где были погребены кости бурого медведя. Эти находки позволяют думать, что неандертальцу были уже не чужды какие-то элементы магии.
В то же время знания о мозге неандертальца свидетельствуют, что у него еще не могло быть сколько-нибудь оформившихся отвлеченных представлений и что, следовательно, даже простейшие из этих представлений могли зародиться в лучшем случае в позднемустьерское время.
- История первобытного общества (ответы на вопросы)
- Предмет, содержание, задачи и значение истории первобытного общества.
- Проблемы периодизации и хронологии первобытного общества.
- Основные проблемы истории первобытного общества.
- Источники первобытной истории и их возможности в реконструкции первобытности.
- Преставления о первобытном состоянии человечества в древнем мире и средневековье.
- Эпоха Великих географических открытий и расширение этнографических знаний о первобытных народах.
- Становление истории первобытного общества как науки в 19 веке.
- Развитие первобытной археологии и палеонтологии в 20 веке.
- Первобытная история в ссср.
- Вклад белорусских археологов и этнографов в изучение первобытной истории.
- Место человека в живой природе.
- Движущие силы антропогенеза. Трудовая теория ф. Энгельса.
- Высшие ископаемые обезьяны и их роль в эволюции человека.
- Архантропы. История открытия. Морфологическая характеристика.
- Материальная культура, трудовая деятельность архантропов.
- Палеантропы. Локальные варианты неандертальского типа.
- Материальная культура палеантропов.
- Становление социальной организации человечества. Праобщина.
- Развитие мышления и речи.
- Истоки идеологических представлений у палеантропов.
- Проблема возникновения homo sapiens – человека современного вида.
- Время и место происхождения человека современного типа. Расогенез.
- Возникновение общинно-родового строя. Проблема происхождения экзогамии.
- Раннепервобытная община. Хозяйство и материальная культура.
- Экономические отношения и социальная организация в эпоху раннепервобытной общины.
- Брак и семья в раннепервобытной общине.
- Положительные знания в раннепервобытной общине.
- Возникновение искусства в раннепервобытной общине.
- Зарождение и ранние формы религии (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм и др.).
- Возникновение производящего хозяйства. Причины и предпосылки.
- Древнейшие центры земледелия в Старом и Новом Свете и время их возникновения.
- Технические достижения эпохи “неолитической революции”.
- Зарождение производственного хозяйства на территории Беларуси.
- Позднепервобытная община земледельцев-животноводов. Социально-экономические отношения.
- Брак и семья у ранних земледельцев-животноводов.
- Духовная культура позднепервобытной общины (положительные знания, основные тенденции в искусстве).
- Развитие мифологии и религиозных представлений в эпоху позднепервобытной общины.
- Языковое и этническое состояние в эпоху позднепервобытной общины.
- Предпосылки разложения первобытного общества.
- Открытие металлургии.
- Возникновение ремесел и интенсификация обмена.
- Предпосылки и этапы становления частной собственности.
- Классогенез.
- Возникновение государства и права - политогенез.
- Общинная и родоплеменная организация в эпоху разложения первобытного общества.
- Брак и семья в эпоху разложения первобытного общества.
- Духовная культура эпохи разложения первобытного общества.
- Этническое и языковое положение в эпоху разложения первобытной общины.
- Типы первобытной периферии и ее контакты с цивилизацией.
- Первобытное общество, остатки первобытности в современности.