logo
ИПО

Брак и семья в раннепервобытной общине.

Вместе с появлением дуальной организации возникли брак и семья. В свое время Морганом было намечено 5 последовательных форм семьи: кровнородственная, пуналуа (брак нескольких братьев с несколькими женщинами-неродственницами), парная, патриархальная и моногамная, из которых две первые основывались на групповом браке. Однако впоследствии пуналуа оказалась всего лишь вымыслом миссионеров – информаторов Моргана. Многие советские ученые считают, что первой исторической формой общественных отношений был экзогамный дуально-родовой групповой брак, при котором все члены одного рода имели право и должны были вступать в брак со всеми членами другого рода. Это предполагает, что древнейшая форма брака заключала в себе, во-первых, запрещение брака с сородичами, во-вторых, требование взаимобрачия двух определенных родов (так называемая направленная экзогамия), и, в-третьих, требование супружеской общности.

Хотя дуально-родовой групповой брак был крупным шагом вперед по сравнению с первоначальным промискуитетом, все же он оставался очень несовершенным. Экзогамия вынесла брачные отношения за пределы рода, но оставила место для соперничества, соревнований на почве ревности между принадлежащими к одному роду групповыми мужьями или женами членов другого рода. Поэтому должны были возникать все новые и новые запреты, направленные на сужение брачного круга. Именно так, по-видимому, появилось запрещение браков между лицами разных возрастных категорий.

Постепенно групповой брак, охватывающий всех членов двух взаимобрачных родов, сузился до группового брака только между лицами, принадлежавшими к одному поколению этих родов – кросс-кузенный (перекрестно-двоюродный) брак, при котором мужчины женились на дочерях братьев своих матерей. В дальнейшем брачный круг продолжал сужаться за счет ограничения группового кросс-кузенного брака. Система брачных запретов все более усложнялась, практическое осуществление группового брака делалось все более затруднительным, сожительство отдельными парами становилось все менее эпизодическим. Это позволяет считать, сто в эпоху ранней родовой общины постепенно сложился парный или синдиасмический брак. Хотя в парном браке соединялась только одна определенная пара кросс-кузенов, он был непрочен, легко расторжим и относительно недолговечен. Относительной была и его парность, так он еще долго переплетался с разнообразными остатками групповых брачных отношений. У многих народов известны обычаи полиандрии (многомужества), сорората – брака с несколькими сестрами одновременно, а в дальнейшем развитии с сестрой умершей жены и левирата – сожительства с женой старшего или младшего брата, а в дальнейшем развитии брака с его вдовой. Широкое распространение получили искупительный гетеризм – порядок, по которому девушка перед вступлением в парный брак должна поочередно отдаваться своим потенциальным мужьям, и гостеприимный гетеризм – право мужчины на своих потенциальных жен при посещении им другого рода, а в дальнейшем развитии – право гостя на жену или дочь хозяина. Парному браку долго сопутствовало терпимое, а подчас и поощрительное отношение к добрачным и внебрачным половым связям. Вступление в брак не закреплялось каким-либо сложным обрядом.

Однако главной отличительной чертой парного брака была не его неустойчивость, а то, что основанная на нем парная семья, хотя и обладала некоторыми хозяйственными функциями, не составляла обособленной экономической ячейки. Муж и жена на протяжении всей жизни оставались связанными каждый со своим родом, не имели общей собственности, дети принадлежали только матери и ее роду.

Таким представляется развитие брачно-семейных форм в первобытной общине. Как групповой, так и парный брак отвечали экономическим интересам общины.