Развитие мифологии и религиозных представлений в эпоху позднепервобытной общины.
Новые условия хозяйственной и социальной жизни, а также подъем духовной культуры нашли свое отражение и в мифологии. Она стала более развитой, включив в себя этиологию не только людей, животного и растительного мира, простейших общественных установлений, но и культурных растений, домашних животных, усложнившихся социальных институтов, нередко и мироздания в целом. Получают распространения мифы о браке: мужчины – Небо, женщины – Земли. В то же время возрастание социальной роли мужчин широко отразилось в мифах о создании мира мужчиной без участия женщины.
В такой же степени эволюционировала и развивалась религия. Люди все меньше отождествляли себя с природной средой и все больше сознавали свою зависимость от неведомых сверхъестественных сил, которые виделись добрыми и злыми. Добрым силам стали поклоняться как постоянным защитникам и покровителям рода, общины, племени; противостоящие им злые силы старались умилостивить. Содержание тотемизма изменилось: тотемические “родственники” и “предки” сделались объектом религиозного поклонения. В дальнейшем тотемизм продолжает сохраняться не столько как живая система верования, сколько в пережитках (тотемные названия и символы рода). В это время начал складываться культ природы (духи животного и растительного мира, земные и небесные силы).
С возникновением земледелия зарождается культ возделываемых растений и тех сил природы, от которых зависело их произрастание, особенно Земли и Солнца (ирокезы почитали духов маиса, тыквы и бобов). Представления о Солнце, как о мужском и Земле, как о женском начале вместе в цикличностью благоприятного воздействия Солнца породило почитание Солнца в качестве умирающего и воскресающего духа плодородия. Получило распространение магическая практика укрепления силы Солнца, усиления плодородия Земли, вызывания дождя. Подобным образом возникал культ покровителей скота (у папуасов – покровитель свиней – Геру) и развивалось скотоводческая магическая практика.
С развитием родоплеменной организации стала зарождаться вера в помогающих людям духов умерших прародителей. Так возник культ предков. Как правило, он ыл культом мужских предков, хоты в материнскородовых обществах, возможно, уже начал складываться культ женских предков, местами известный на более поздних стадиях развития.
До культа лидеров было еще далеко, но уже имелись его предпосылки. Они создавались верой в наличие у людей сверхъестественной силы, которая была ограничена у рядовых сородичей, и намного более действенна у старейшин, военачальников и колдунов. Эта вера существовала почти повсеместно, но в науке за ней закрепилось меланезийское название “мана”. Постепенно возникла вера в то, что хорошую мана может заполучить всякий, вкусивший от тела его носителя. Так появилась практика съедать сердце или печень убитого врага и эндоканнибализм по отношению к собственным родичам, в особенности выдающимся.
-
Содержание
- История первобытного общества (ответы на вопросы)
- Предмет, содержание, задачи и значение истории первобытного общества.
- Проблемы периодизации и хронологии первобытного общества.
- Основные проблемы истории первобытного общества.
- Источники первобытной истории и их возможности в реконструкции первобытности.
- Преставления о первобытном состоянии человечества в древнем мире и средневековье.
- Эпоха Великих географических открытий и расширение этнографических знаний о первобытных народах.
- Становление истории первобытного общества как науки в 19 веке.
- Развитие первобытной археологии и палеонтологии в 20 веке.
- Первобытная история в ссср.
- Вклад белорусских археологов и этнографов в изучение первобытной истории.
- Место человека в живой природе.
- Движущие силы антропогенеза. Трудовая теория ф. Энгельса.
- Высшие ископаемые обезьяны и их роль в эволюции человека.
- Архантропы. История открытия. Морфологическая характеристика.
- Материальная культура, трудовая деятельность архантропов.
- Палеантропы. Локальные варианты неандертальского типа.
- Материальная культура палеантропов.
- Становление социальной организации человечества. Праобщина.
- Развитие мышления и речи.
- Истоки идеологических представлений у палеантропов.
- Проблема возникновения homo sapiens – человека современного вида.
- Время и место происхождения человека современного типа. Расогенез.
- Возникновение общинно-родового строя. Проблема происхождения экзогамии.
- Раннепервобытная община. Хозяйство и материальная культура.
- Экономические отношения и социальная организация в эпоху раннепервобытной общины.
- Брак и семья в раннепервобытной общине.
- Положительные знания в раннепервобытной общине.
- Возникновение искусства в раннепервобытной общине.
- Зарождение и ранние формы религии (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм и др.).
- Возникновение производящего хозяйства. Причины и предпосылки.
- Древнейшие центры земледелия в Старом и Новом Свете и время их возникновения.
- Технические достижения эпохи “неолитической революции”.
- Зарождение производственного хозяйства на территории Беларуси.
- Позднепервобытная община земледельцев-животноводов. Социально-экономические отношения.
- Брак и семья у ранних земледельцев-животноводов.
- Духовная культура позднепервобытной общины (положительные знания, основные тенденции в искусстве).
- Развитие мифологии и религиозных представлений в эпоху позднепервобытной общины.
- Языковое и этническое состояние в эпоху позднепервобытной общины.
- Предпосылки разложения первобытного общества.
- Открытие металлургии.
- Возникновение ремесел и интенсификация обмена.
- Предпосылки и этапы становления частной собственности.
- Классогенез.
- Возникновение государства и права - политогенез.
- Общинная и родоплеменная организация в эпоху разложения первобытного общества.
- Брак и семья в эпоху разложения первобытного общества.
- Духовная культура эпохи разложения первобытного общества.
- Этническое и языковое положение в эпоху разложения первобытной общины.
- Типы первобытной периферии и ее контакты с цивилизацией.
- Первобытное общество, остатки первобытности в современности.